Как помочь ребенку услышать жизнь?
18 ДЕКАБРЯ. ЧЕРКЕССК. Дети не менее взрослых хотят слышать и быть услышанными.
18 ДЕКАБРЯ. ЧЕРКЕССК. Дети не менее взрослых хотят слышать и быть услышанными. И речь тут не о психологии отношений, а о нарушении слуха и речи у малышей. Сегодня поговорим на тему, которую ещё ни разу не освещали – о слухопротезировании, или ношении слухового аппарата. Говоря про протез, первым делом на ум приходят протезы внутренние или наружные – протез коленный, протез тазобедренного сустава. Даже очки в какой-то степени являются протезами.
Корреспондент РИА «Карачаево-Черкесия» побеседовал сразу с тремя специалистами из ФГБНУ«ИКП» и узнал о слухопротезировании.
Татьяна Вячеславна Николаева, сурдопедагог, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ«ИКП», Елена Николаевна Сидорова, врач-оториноларинголог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП» и Елизавета Александровна Баудэ , сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП» ответили на вопросы по реабилитации слуха у детей и подбору слуховых аппаратов.
- Елена Николаевна, расскажите, слуховой аппарат и кохлеарный имплант- в чем разница?
- И слуховой аппарат и кохлеарный имплант - приборы для электроакустической коррекции слуха. Есть принципиальная разница в их работе. Слуховой аппарат – это устройство, являющееся усилителем входящего звукового сигнала. При этом возможна максимальная подстройка аппарата под слух пользователя, он является съемным, помещается либо за ушной раковиной, либо внутри слухового прохода (рис. 1. Заушный слуховой аппарат).
Кохлеарная имплантация на сегодняшний день самый современный метод помощи при глухоте. Кохлеарный имплант НЕ является усилителем звука, а воздействует непосредственно на нервные окончания слухового нерва. Имплант состоит из двух частей. Одну помещают во внутреннее ухо во время хирургической операции, и она не может быть легко удалена самим носителем, вторую – речевой процессор, носят на ухе подобно слуховому аппарату. Специальный передатчик крепится на голове, он с помощью магнита связывается с внутренней частью. Наружное устройство микрофоном улавливает и преобразует звуки окружающего мира, кодирует их и передает на электроды, размещенные во внутреннем ухе (см. рис. 2).
В результате человек слышит звуковой сигнал. Кохлеарная имплантация может быть проведена на одном ухе или, что считается наиболее эффективным, биноурально – на оба уха. Ошибочно думать, что кохлеарная имплантация заключается в проведении исключительно медицинских манипуляций, это комплексный метод реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, включающий целый ряд последовательных этапов и процедур, в ходе которых с ребенком работают не только врачи, но и педагоги и психологи.
- Начало реабилитации детей с кохлеарными имплантами: что нужно знать родителям?
- Кохлеарная имплантация, как уже отмечалось, высокотехнологичный метод помощи людям с тяжелой степенью тугоухости и глухотой, обеспечивающий восстановление порогов слухового восприятия до 25-30 дБ по отношению к порогам слышимости, что соответствует первой степени тугоухости. Благодаря этой операции глухой человек, или человек с IV степенью тугоухости, которому недоступны такие привычные для нас, слышащих, звуки, как звонок телефона, звук льющейся воды, пение птиц, скрип снега под ногами, разборчивое восприятие речи, произносимой голосом не только разговорной громкости, но и шепотом, и многие другие звучания нашего мира, начинает их слышать, различать, опознавать и распознавать на новой слуховой основе.
- Как научить ребенка слышать окружающие звуки, понимать речь и говорить? С чего начать?
- В этот период необходимо перевести ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи на практически полноценной сенсорной основе. Родителям нужно, в первую очередь, наладить естественное взаимодействие со своим ребенком. Задания и игры должны вызывать интерес у него, а ситуации сопровождаться теми эмоциями, которые соответствуют контексту фрагмента игры. В эмоционально захватывающей деятельности ребенок захочет играть с мамой, познавать окружающий мир, начнет понимать обращенную речь, подражать близким, а затем и общаться с ними.
В первые недели после подключения речевого процессора системы кохлеарного импланта ребенок адаптируется к звучащему миру. Ему важно научиться реагировать на звуки, которые теперь стали для него более разнообразными и яркими. Любая реакция ребенка на звук должна поощряться родителями, подкрепляться визуально и действенно. Ребенок должен активно экспериментировать со звуками. Положительные эмоциональные реакции родителей в ответ на правильные действия ребенка, поощрение и похвала будут подкреплять желание ребенка изучать окружающие звучащие предметы.
Общение и развитие ребенка должно проходить в эмоционально насыщенной совместной деятельности, будь это игра или повседневно встречающаяся бытовая ситуация. Повторяющаяся изо дня в день деятельность является естественной базой для развития ребенка. Взрослый должен демонстрировать ребенку образец поведения в различных ситуациях, показывать способы игровых действий, сопровождая эмоционально окрашенной речью, соответствующей действиям.
Важно помнить, что нельзя ребенка заставлять говорить, а необходимо его побуждать к речевой активности в интересной эмоционально захватывающей деятельности. Формирование его речевой активности должно происходить постепенно. Сначала ребенок начнет подражать эмоциям, мимике лица, движениям взрослого, а затем интонации и самой речи.
Родителям важно помнить, что при проведении разных игр-занятий: по развитию основных движений, игр с сюжетными игрушками, игр-занятий со строительным материалом и др. следует учитывать особенности реабилитации детей с КИ: нет необходимости рано обучать детей грамоте (письменные таблички в ходе проведения игр не используются), а также не следует требовать от малыша с КИ воспринимать речь взрослого на слухо-зрительной основе (когда ребенок должен обязательно видеть лицо говорящего при предъявлении заданий, взаимодействии с малышом).
На эти вопросы ответили Елизавета Александровна Баудэ и Татьяна Вячеславна Николаева.
- На что следует обращать внимание родителям, приступая к занятиям по развитию речи со слабослышащим ребенком?
- «Известно, что и родители, и педагоги, прежде всего стремятся к преодолению такого тяжелого последствия глухоты и тугоухости как немота или резкое недоразвитие речи.
Как правило, этому уделяется основное внимание. В то же время вопросы общего развития ребенка, его воспитания уходят на второй план. Как показывает многолетний опыт, именно в этих условиях желаемый результат и не достигается. Это связано с тем, что успешное формирование речи возможно лишь при гармоничном развитии ребенка. Именно высокий уровень общего развития позволяет достигать и высокого уровня речевого развития, а не наоборот.
Для малыша с нарушенным слухом, как и для любого ребенка, основной деятельностью является игра. Поэтому одним из важных условий его успешного обучения является умение родителей играть со своим сыном или дочкой, в занимательной форме проводить разнообразные игры-занятия.
Играя, активно действуя с предметами и игрушками, малыш незаметно для себя усваивает те умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Игра способствует его познавательному, речевому, эмоциональному развитию, а также позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с нарушением слуха, недоразвитием речи.
С детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, нужно проводить разнообразные игры-занятия, направленные на их физическое и общее психическое развитие: игры по развитию движений, игры с сюжетными игрушками, игры-занятия со строительным материалом, игры с дидактическими игрушками и т.д», - рассказала Татьяна Вячеславна Николаева.
- На что следует обратить особое внимание при проведении игр-занятий по развитию речи с глухим или слабослышащим ребенком?
- «Игры-занятия по развитию речи нужно проводить каждый день по несколько раз в течении дня (по 5-10 мин). Занятия следует проводить в индивидуальных слуховых аппаратах, которыми малыш пользуется в течение всего дня, а не только на занятиях!!!
Следует использовать в играх яркие, разнообразные игрушки, соответствующие возрасту малыша. Хорошо, чтобы для игр-занятий был отдельный комплект игрушек, который родители используют только на занятиях, а после прячут в шкаф. Ребенку очень важен эффект новизны.
В процессе проведения игр-занятий малыша следует учить: прислушиваться к голосу взрослого; соблюдать очередность в общении; находить игрушку и называть ее (как может); понимать и выполнять простые инструкции; подражать действиям и артикуляции взрослого; находить связь между игрушкой и ее изображением; понимать и использовать естественные жесты (привет, пока, дай, на и другие); произносить звуки, звукосочетания, лепетные и полные слова по подражанию; самостоятельно называть игрушечные предметы и многое другое.
Речь родителей должна быть образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков слогов, нормальной по темпу.
Важно интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляя сложные и длинные предложения. Говорить нужно четко и достаточно громко, но не кричать. Очень важно использовать в общении естественные жесты, живую мимику лица, выразительные позы – они способствуют как общему, так и речевому развитию малыша.
Следует побуждать ребенка повторять отдельные звукоподражания, слоги, лепетные и полные слова, фразы (как может) на основе заражения собственными эмоциями, поощряя каждую попытку воспроизведения, часто хвалите малыша. Но, не настаивать. Повторять одно и то же звукоподражание, слово, предложение несколько раз. Постепенно в процессе многократного повторения, малыш сам начнет пользоваться этими словами, фразами», - говорит Татьяна Вячеславна Николаева.
- Появляются ли в новые технологии, помогающие людям со снижением слуха?
- За последние десятилетия технические возможности микрохирургии значительно возросли. Слухоулучшающие операции проводятся практически во всех крупных медицинских центрах по всей стране.
Например, операция по кохлеарной имплантации еще недавно выполняемая лишь в исключительных случаях, стала общедоступной. Технически улучшились и уменьшились в размерах отдельные элементы системы кохлеарного импланта. Широкая линейка слуховых аппаратов позволяет компенсировать потерю слуха от совсем легкой, до практически тотальной.
Но кроме того, слуховые аппараты позволяют пользователю гибко подстраиваться под различные акустические ситуации в ручном режиме, слушать музыку, говорить по телефону и т.д.
Ребенок, протезированный слуховым аппаратом современного уровня, может наравне со слышащими сверстниками заниматься спортом, музыкой, использовать свои аппараты в качестве очень чувствительных наушников.
В некоторых случаях у пользователей слуховых аппаратов отпадает необходимость в частых посещениях слухопротезиста. Настройки аппарата можно скорректировать из дома в режиме он-лайн», - отметила Елена Николаевна Сидорова.
- Какое нарушение слуха в цифрах в мире и в России в частности?
- «Во всем мире около 466 миллионов человек страдают от потери слуха, 34 миллиона из них составляют дети. По оценкам экспертов, к 2050 году эта цифра удвоится.
В России по данным Минздрава насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху, в то время как по оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом отмечаются у 3 миллионов жителей России. Примерно два из 1000 новорожденных в России имеют проблемы со слухом.
Нарушение слуха является самой распространенной сенсорной патологией. За последние годы выявляемость нарушений слуха у детей первых месяцев жизни улучшилась в первую очередь за счет проведения универсального аудиологического скрининга. По этой причине говорить в росте новорожденных с нарушениями слуха было бы не верно. Скорее имеет место некое постоянное количество: один-три случая глухоты на 1000 новорожденных», - рассказала Елена Николаевна Сидорова.
Редакция РИА «Карачаево-Черкесия» напоминает, что родители республики могут обращаться в Московский институт коррекционной педагогики на бесплатную горячую линию консультирования родителей по телефону: 8 (800) 444-22-32 с 9.00 до 21.00 и записаться на одну из форм консультации:
Индивидуальные очные или онлайн-консультирования родителей
Видео-консультации для родителей на ресурсе сайта ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (в разделе Родительские недели)
Последние новости
Пять причин, почему СССР был лучше современности
Сравнение условий жизни в прошлом и настоящем
Состояние здоровья населения в Уфе: тревожные симптомы
В Уфе наблюдается увеличение числа заболеваний, вызывающих беспокойство у врачей.
Снижение жалоб на финансовые организации в Карачаево-Черкесии за 2024 год
Жители республики стали реже обращаться в Банк России с жалобами на финансовые учреждения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией