Новые законы с 1 января 2023 года: что меняется для россиян. Оплата долгов, незаконные свалки и регистрация в квартирах. Вот и наступил Новый 2023-й год. По традиции - с 1 января и
01.01.2023

Новые законы с 1 января 2023 года: что меняется для россиян. Оплата долгов, незаконные свалки и регистрация в квартирах. Вот и наступил Новый 2023-й год. По традиции - с 1 января и

https://www.mk.ru/politics/2023/01/01/novye-zakony-s-1-yanvarya-2023-god...

Новые законы с 1 января 2023 года: что меняется для россиян

Оплата долгов, незаконные свалки и регистрация в квартирах

https://www.mk.ru/politics/2023/01/01/novye-zakony-s-1-yanvarya-2023-god...

Вот и наступил Новый 2023-й год. По традиции - с 1 января или в январе, сразу после длинных каникул пачками вступают в силу новые законы…

Хотя обстоятельства сейчас страна переживает чрезвычайные, привычки оформлять хотя бы часть своих решений законами у властей осталась. Какие-то из утвержденных новыми законами правил могут оказаться полезными, а какие-то надо просто иметь в виду - на всякий случай. «МК» обратил внимание на несколько таких нововведений.

ФОТО: ОЛЬГА ШУКЛИНА

С Георгиевской лентой шутки плохи

Георгиевскую ленту узаконили. Это нужно, чтобы «повысить уровень правовой защиты» ставшего в последние годы популярным символа, объясняли авторы инициативы, которая попала на рассмотрение Госдумы ещё в апреле 2022 года - вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и депутат Ольга Занко («ЕР»).

 

Георгиевская лента теперь описана как «лента из чередующихся равношироких трех черных и двух оранжевых полос», она становится «одним из символов воинской славы России».

Использовать его разрешается во время проведения органами публичной власти разных торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы или «направленных на увековечивание памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России». А ещё - «во время проведения органами публичной власти» разных мероприятий направленных на патриотическое, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан РФ. И «иных мероприятий» в самом широком смысле слова - без уточнений.

Органы публичной власти - это органы власти разного уровня, от муниципального до федерального. А как же граждане, которые привязывают Георгиевскую ленточку к сумкам, рюкзакам, прикрепляют к одежде, вешают на что попало в автомобилях? Использование ими, общественными объединениями и предприятиями, учреждениями и организациями самой ленты или её изображения тоже «допускается». Но в каком виде и состоянии? Ленточки ведь со временем выцветают, рвутся…

Разъяснений на сей счет в законе нет. Говорится лишь, что «способы использования» ленты или её изображений разные органы публичной власти определят «самостоятельно», руководствуясь «необходимостью обеспечения её статуса как символа воинской славы России», что бы это ни значило.

Между прочим, правительство в в своём отзыве, идею в целом поддержав, отметило: предоставление органам публичной власти права самостоятельно определять способы использования ленты «может привести к различной правоприменительной практике в случае привлечения к ответственности лиц за публичной осквернение Георгиевской ленты». В одном регионе или муниципалитете способы губернатор или мэр определят так, в другом - этак, и правоохранители будут наказывать тут за нарушение одних правил, а там - других… 

Ответственность за публичное осквернение Георгиевской ленты законом предусмотрена.

Наказывать граждан за это, как и за публичное осквернение других символов воинской славы России, будут по статье 354.1 Уголовного кодекса - той самой, что про реабилитацию нацизма, её ещё в 2021 году переписали, расширили и ужесточили.

Наказание – штраф до 3 млн. рублей, а то и лишение свободы на срок до 3 лет с запретом занимать определенные должности (альтернатива - обязательные, принудительные или исправительные работы).

Если в осквернении участвовала группа лиц либо дело было в Интернете или СМИ - штраф поднимается максимум до 5 млн.рублей, а максимально возможный срок в колонии - до 5 лет. Юридических лиц (редакции газет и телеканалов в том числе), за осквернение оштрафуют на 3 - 5 млн. рублей, возможна и конфискация предмета правонарушения (тиража издания, компьютера, на котором публиковался материал, и т.д., и т.п.)…

 

Что все-таки может считаться осквернением? Юрист-правозащитники Павел Чиков в своем телеграм-канале обращает внимание на то, что хотя законодательно этот термин не определен, он встречается, например, в статье 5.26 КоАП, где говорится об умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, в статье 214 УК («Вандализм») и в законе «О погребении и похоронном деле», где упоминается осквернение мест захоронения.

А публичным у нас, если кто ещё не знает, считается любое деяние, которое может увидеть или о котором может узнать больше одного человека - достаточно написать на своей странице в соцсетях или разместить в широком доступе на YouTube какой-то текст, картинку или ролик.

Правоохранители наши и без отдельного закона возбуждали дела за осквернение Георгиевской ленты по той самой статье УК о реабилитации нацизма. Г-н Чиков рассказал, что «как правило, речь идет о карикатурах, коллажах или непочтительном обращении с символом»: житель Норильска, в частности, привлечен к уголовной ответственности за видеоролик с сожжением Георгиевской ленты.

Так что можно только посоветовать россиянам быть с Георгиевской лентой поосторожнее.

Сокращенное чтение приговора и «дистанционные заседания» в судах

В январе должны вступить в силу сразу несколько принятых в последнее время законов, которые вносят заметные изменения в уголовное судопроизводство. Поскольку Уголовный кодекс распухает усилиями законодателей буквально на глазах, и преступлением всё чаще становится то, что совсем недавно таковым не являлось, знать об этих нововведениях не помешает никому.

Долгое чтение приговоров уходит в прошлое. В Уголовно-процессуальный кодекс внесены изменения, которые предписывают судьям оглашать в судебном заседании лишь вводную и резолютивную часть приговора, не заморачиваясь на часть, мотивирующую вынесенное решение. Ранее УПК допускал краткий вариант оглашения приговора лишь по нескольким статьям УК.

Верховный суд, который внес в Госдуму ставший сейчас законом документ, объяснял всё заботой об участниках процессов: иногда полное чтение приговоров по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, с большим количеством эпизодов обвинения, и по «серийным» убийствам занимает несколько дней или даже недель, «при этом все присутствующие в зале судебного заседания заслушивают решение стоя, что весьма затруднительно для людей пожилого возраста и лиц, имеющих проблемы со здоровьем».

Ничего страшного в сокращенной версии зачитанного приговора нет, убеждали судьи: мол, в апелляционной и кассационной инстанциях давно приговоры не полностью оглашают, и жалоб со стороны адвокатов, граждан и органов обвинения нет.

 

Так как на выдачу сторонам полного текста приговора, с мотивировочной частью, суду дается пять дней, срок подачи апелляций продлен с прежних 10 до 15 дней.

Энтузиазма в парламенте этот законопроект сначала очевидно не вызвал - иначе почему он лежал без движения в профильном Комитете по госстроительству и законодательству целых пять лет, и в первом чтении был принят лишь в ноябре 2022 года? Зато второе и третье прошли без сучка, без задоринки: очевидно, к этому моменту политическое решение о поддержке позиции судей было окончательно принято.

Ещё два новых уголовно-процессуальных закона по предложению правительства расширили возможности использования видеоконференцсвязи в судах и использование электронного документооборота в судебной практике.

В УПК появилась новая статья, где прописали порядок проведения судебных заседаний первой инстанции посредством видеоконференцсвязи. Проводить заседания дистанционно можно будет и при выборе меры пресечения задержанному на месте преступления.

Смотреть ли на подсудимого в суде первой инстанции вживую или общаться с ним через экран - судья вправе решить или по просьбе самого подсудимого, который по каким-то причинам не может присутствовать лично (болен, например), или по ходатайству адвокатов сторон или обвинения, а также «при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях обеспечения безопасности других участников судопроизводства».  

С инициативой о дистанционном участии в процессе потерпевших, обвинения, экспертов и свидетелей может выступить и сам судья. Участие защитника в таких процессах обязательно. Все процессы с участием присяжных должны проходить только в очном режиме.

В законе прописано, что воспользоваться благами цифровизации суд сможет лишь при наличии «технической возможности» в зданиях суда, прокуратуры, СИЗО и колониях. В ходе обсуждения в Госдуме депутаты обращали внимание на проблемы с качеством видеосвязи.

«В ходе судебных заседаний по ВКС происходят сбои, пропадает звук, прекращается вещание, это касается практически всех регионов»,- сказал Вячеслав Мархаев (КПРФ). Представитель правительства - замглавы Минюста Андрей Логинов признал, что технический сбой возможен всегда, но если такое случится - в судебном заседании «просто будет объявлен перерыв до исправления технических неполадок». Практика дистанционного участия в процессе была «весьма обогащена» во время пандемии, говорил он, хотя технические возможности регионов очень разные: в Москве они на «как бы показательном уровне», а в отдельных регионах «почти в полузачаточном состоянии». Есть проблемы и с организацией видеосвязи с СИЗО: ФСИН придется сначала оборудовать специальные переговорные комнаты, а суды должны будут обеспечить эти комнаты соответствующей видеоконференцсвязью…

За 9 месяцев текущего года в России в общей сложности проведено более 350 000 судебных заседаний с использованием видео-конференц-связи и еще свыше 300 000 — с использованием веб-конференции, сообщил в конце сентябре глава Верховного суда Вячеслав Лебедев. В уголовных процессах чаще всего дистанционно проходили заседания по рассмотрению апелляций на вынесенные первой инстанцией приговоры.

Деньги по долгам - только на счета в российских банках

В начале 2023 года вступает в силу закон, который запретит начислять взысканные по исполнительным листам долги сразу на счета в иностранных банках. Новые правила таковы: если тот, кому должны, в принципе хочет получить деньги, ему придется представить судебным приставам реквизиты счета, открытого в российском банке, или казначейского счета.

По решениям судов о возврате долгов, принятым до Нового года, пристав должен направить в банк требование об аресте на денежные средства должника - арест продлиться до тех пор, пока взыскатель не предоставит реквизиты российского счета.

Кроме того, банкам разрешено приостанавливать перечисление средств по исполнительным листам в случае возникновения у них подозрения, что операция совершается для легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Это «позволит минимизировать случаи перечисления денежных средств в пользу взыскателей, ставящих целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации», объемы денежных средств по исполнительным документам, выданным по сомнительным основаниям, «колоссальные»: только в 2021 году - более 26 млрд. рублей, рост по сравнению с 2020 годом почти на 25%, говорилось в пояснительной записке к предлагавшему перечисленные нововведения законопроекту, внесенному правительством в Госдуму летом 2022 года

В последние месяцы, как только принимается какое-то решение, запрещающее что-то иностранное (хоть программное обеспечение, хоть лекарства, хоть счет в банке), сразу возникает мысль про «ответ на санкции».

Вопрос о том, что здесь первично - стремление защититься от вывода средств за рубеж или снять вопросы незаконного обналичивания (отмывания) денег при помощи сомнительных схем, поднимался и в ходе обсуждения инициативы в Госдуме. «Я так понимаю, что законопроект принимается по итогам в том числе расследования знаменитого молдавского кейса, или отмывочной, через которую прошло порядка 120 миллиардов долларов, причём из российской юрисдикции»,- сказал тогда Алексей Куринный (КПРФ).

«Молдавская схема» - мошенническая схема вывода денег за границу по исполнительным листам, полученным в результате выигранных фиктивных споров. Журналистские расследования этого «кейса» наделали много шума несколько лет назад.

Схема, через которую отмывались, то есть легализовывались деньги, полученные за счет коррупции, хищений в банках и прочих неблаговидных дел и делишек, работала примерно так. Создаются две зарубежные компании-пустышки, заключают между собой фиктивный договор займа, никакие деньги заёмщику на самом деле не даются, а поручителями по долгу значится российская компания и обязательно гражданин Молдавии. Одна из сторон договора никак не может долг отдать, и  «кредитор» подает в су

СКЛЮЗИВ

Так как один из заимодавцев - гражданин Молдавии, дело передается в молдавский же суд. Коррумпированные судьи приказывали российской компании долг выплатить, коррумпированный же судебный пристав открывал счет для перечисления долга в одном молдавском или латвийском банке, туда российская компания переводила деньги, погашая несуществующий долг… Таким образом за 2011-2014 годы были выведены из России и отмыты более 20 млрд.долларов. Судя по данным, приведенным правительством, подобные схемы популярны и работают до сих пор,

Представитель правительства объяснял, что законодательство, направленное на недопущение вышеупомянутых фиктивных сделок, в последние годы совершенствуется, работают и правоохранительные органы, и Генпрокуратура. Но одним из «импульсов», побудивших разработать этот законопроект и включить в него предложения Центробанка и правоохранительных структур, было также стремление «обеспечить устойчивость нашей экономики в условиях санкционных вызовов».

На вопрос о том, есть ли механизмы, позволяющие предотвратить последующий вывод полученных в счет уплаты долга средств с российского счета на иностранный, ничего особо утешительного депутаты в ответ не услышали.

Стоит иметь в виду, что запрет на перечисление средств по долгам на счета за рубежом касается и обычных граждан, не только предпринимателей.

Конфискация грузовиков за незаконные свалки

С 1 января разрешается фиксировать фото- и видеокамерами сброс мусора с мотоциклов, грузовиков, «газелей» не там, где положено - и возбуждать против нарушителей правил административные дела, чреватые в том числе конфискацией транспортного средства.

Инициаторами принятого прошлым летом, но в полную силу заработавшего только сейчас закона были власти Московской области: этот регион, расположенный вокруг мегаполиса, особенно страдает от несанкционированных свалок, возникающих вдоль дорог или в лесу. По данным Минприроды, в России сейчас около 16 тысяч незаконных мест для выброса мусора, и это только те места, о которых чиновники знают.

Для граждан за выброс отходов там, где не положено, штрафы ещё летом подняли с 2-3 тысяч рублей до 3-5 тысяч рублей. Для тех, кто засоряет окружающую среду при помощи транспортных средств, штраф тогда же вырос до 10-15 тысяч рублей (при повторном в течении года нарушении - в два раза больше).

Если же мусор выбрасывался с грузовиков, прицепов, тракторов или других самоходных машин - с водителя возьмут от 40 до 50 тысяч рублей, с должностного лица - от 60 до 80 тысяч рублей, с юрлица - от 100 до 120 тысяч рублей, а при повторном нарушении судья может дополнительно принять решение о конфискации транспортного средства, с которого мусор выбрасывался.

Но если до сих пор отслеживать и фиксировать такого рода безобразия власти могли только, как говорится, «ручками», то теперь они смогут делать это при помощи специальных техсредств. Причем по аналогии с правилом, действующим в отношении выявленных при помощи камер нарушений ПДД, отвечать будет владелец транспортного средства, если не сумеет доказать, что за рулем точно был не он.

Вопрос о том, смогут ли власти в глухих лесах или полях отловить транспорт с мусором при помощи фотовидеофиксации, неоднократно поднимался. Замглавы Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган («ЕР») объяснял «МК», что речь может идти не только о стационарных видеокамерах, но и о передвижных камерах-ловушках. Большинство экспертов полагает, что новая мера сработает только в мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга и вокруг них, там, где есть деньги на создание развернутой системы фиксации нарушений при помощи техсредств.

Между тем организовать работу по утилизации отходов в соответствии с установленными несколько лет назад правилами часть регионов оказалась не в состоянии. К 1 января 2023 года закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 2019 году, предписывал закрыть или модернизировать устаревшие и не отвечающие новым нормам и правилам мусорные полигоны, но по предложению правительства час «Х» отодвинут на три года сразу, то есть до 1 января 2026 года. В 25% субъектов РФ до сих пор не создана современная инфраструктура по обработке отходов - такой аргумент приводился в поддержку этой идеи в Госдуме. Глава думского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин («ЕР») в своем телеграм-канале объяснял: на полигонах, не имеющих документации, размещается почти десятая часть всех коммунальных отходов, ежегодно образующихся в стране, если их закрыть, то вывозить мусор будет некуда.

Старых свалок, которым продлили жизнь, в России более 70. Послабление требований оформили поправкой, ко второму чтению включенной в закон совсем о другом - о регулировании корпоративных отношений. Ругался в зале пленарных заседаний только замглавы Комитета по экологии Анатолий Грешневиков («СР»). Он предлагал хотя бы сократить отсрочку до одного года, причем с условием, чтобы на старые свалки появилась наконец соответствующая документация со сроками и объемом работ по рекультивации, но поддержки не нашел. Замглавы Минприроды и экологии Дмитрий Тетенькин заверил, что речь идет не об отмене мусорной реформы, а всего лишь о продлении сроков жизни тех полигонов, где «остаточная вместимость ещё значительна». По его словам, эти полигоны строились в том числе и во времена СССР, контролируются Росприроднадзором, и требования по экологической безопасности там соблюдаются. 

Единая база о преступлениях опять не заработает

До 1 января 2024 года принятым в декабре законом отсрочено начало полноценной работы единой статистической базы информации о правонарушениях и преступлениях, которую должна вести Генпрокуратура. Казалось бы, ничего особенного - всего год. Но это уже вторая отсрочка: в декабре 2021 года срок переносили, и тоже на год. Да и вообще эту систему наши власти не могут создать в общей сложности 10 лет…

Вроде бы в 2019 году в специальном законе прописали, как система единого статистического учета данных о состоянии преступности, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре будет действовать. Правительство, которое в Госдуму этот закон вносило во исполнение поручения президента Путина, объясняло: «значительное число нарушений прав граждан» допускается при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Многие преступления скрываются вовсе - сообщения не регистрируют, заявления не принимаются.

Когда ГИС ПС (государственную информационную систему правоохранительной статистики) создадут, заявления будут сразу же, в момент обращения, в неё вноситься. «Система уже разработана, действует в тестовом режиме, к ней подключены 27 субъектов РФ»,- говорили в Минюсте.

Будущее представлялось сказкой: все вышестоящие органы будут с первых минут брать на контроль сообщение о любом преступлении, совершенном даже в самом удаленном регионе, муниципалитете, а следователям и дознавателям не надо будет тратить время на бумажную переписку по почте с другими правоохранительными органами разных уровней. Сведения в систему должны были передавать все органы, которые рассматривают сообщения о преступления, МВД и Следственный комитет в том числе.

Что мы имеем? На официальном сайте Генпрокуратуры есть портал правовой статистики, который до сих пор, как указано, так и «работает в режиме опытной эксплуатации». Там можно найти много чего - и сведения о преступности в региональном разрезе, и сведения о количестве зарегистрированных преступлений и выявленных преступлений, и о предварительном их расследовании, и сравнение России по показателям преступности с другими странами мира… Но прозрачность, понятность и прочие прелести, которые обещались в 2019 году, реальностью не стали: отследить судьбу каждого сообщения о преступлении по-прежнему невозможно. 

Почему срок ввода в действие системы в задуманном виде опять продлен? «Необходима комплексная доработка ГАС ПС, полное импортозамещение ее программно-технических средств, а также проведение опытной эксплуатации и приемочных испытаний специального программного обеспечения в рамках заключенных госконтрактов», говорится в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, ставшему законом. Можно только гадать, какие бы аргументы приводились, если бы не начало спецоперации и введенные против России санкции…

Самым сложным и трудоемким, сообщает правительство, является перевод уже имеющегося программного продукта на новую аппаратно-программную платформу, и интеграция ведомственных информационных систем разных правоохранительных органов, которые будут поставлять первичную информацию в систему. Сейчас подразделения системы созданы в 76 субъектах РФ из перечисленных в Конституции 89 (с учетом ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонскую областей).

«Работа над системой начата была в середине 2012 года, то есть ей уже больше 10 лет. Подскажите пожалуйста, это финальный перенос или потребуются ещё?»- задал на пленарном заседании резонный вопрос Олег Леонов («Новые люди»). Представитель правительства сказал, что «по всем параметрам данной ситуации этот перенос, конечно, будет финальным». Остается только ему поверить.

Региональные министры доложат о попытках подкупа

В начале года вступит в силу закон, который обязывает должностных лиц субъектов РФ сигнализировать руководству обо всех обращениях к ним с разного рода коррупционными предложениями (о взятке, например). Уведомившим в течение пяти дней после поступления неприличного для всякого честного должностного лица предложения, и тем, кто сообщил о неприглядном коррупционном поведении других должностных лиц субъектов РФ, обещана государственная защита.

Так теперь написано в законе «О противодействии коррупции» - по предложению правительства, которое в августе 2022 года внесло соответствующий законопроект в Госдуму. Раньше аналогичное требование было установлено только для региональных депутатов, которые, между прочим, тоже являются должностными лицами субъектов РФ, наряду с членами региональных правительств, членами региональных избирательных комиссии, аудиторами счетных палат регионов и местными уполномоченными по правам человека или ребенка, мировыми судьями, и т.д. Перечень относящихся к этой категории граждан устанавливает своим указом президент РФ, в нем сейчас 17 должностей.

В общем, восстановили справедливость. Но вопросы остались - потому что теперь в законе «О противодействии коррупции» региональные должностные лица выглядят как категория граждан, особенно подверженных коррупционным преступлениям и потому нуждающихся в особой опеке и более жестких правилах. Наряду с чиновниками всех уровней - от федерального до муниципального. От должностных лиц федерального уровня (это президент, правительство, депутаты Госдумы и сенаторы, федеральные судьи, судьи КС, ВС, Генеральный прокурор, секретарь Совета Безопасности и его заместитель, глава Следственного комитета, аудиторы Счетной палаты, члены Центризбиркома, и т.д., и т.п.), и муниципального уровня (главы городов и прочих муниципальных объединений, муниципальные депутаты, и т.д.) требуется лишь непременно сообщать в антикоррупционную комиссию о наличии конфликта интересов, то есть такой ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на содержание и результат работы.

В ходе обсуждения вопрос об избирательном отношении к должностным лицам разного уровня поднимался. Владимир Сипягин (ЛДПР), в частности, спросил, почему такая обязанность - сигнализировать о попытках склонить к коррупции - не вводится в отношении тех, кто занимает федеральные государственные должности: «По-моему, у данных лиц нисколько не ниже коррупционные риски и не меньше возможностей для использования своего положения в корыстных целях»,- сказал он. Но представитель правительства настаивал на том, что аналогичные обязанности для должностных лиц других уровней уже установлены - для депутатов Госдумы, например.

На самом деле от депутатов и сенаторов закон об их статусе требует обязательно сообщать только «о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта». Аналогичная формулировка есть и в конституционном законе «О правительстве РФ». Конфликт интересов - это не склонение к совершению коррупционного правонарушения в широком смысле слова.

А региональным депутатам и министрам обещана «ответственность» за то, что они не исполнили изложенное выше требование закона. О чем может идти речь? «В данном случае, конечно, не об административной или уголовной ответственности, которая возникает лишь в том случае, если коррупционное правонарушение совершено, а о дисциплинарной, увольнении в связи с утратой доверия, например», - пояснял ранее «МК» замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («ЕР»).

Все сведения об уволенных в связи с утратой доверия из-за нарушения разных антикоррупционных требований с 2017 года заносятся в специальный реестр и хранятся там в течение пяти лет. Фамилия, имя, отчество, место работы, которую гражданин потерял, дата внесения и исключения сведений… С реестром можно ознакомиться в Интернете. На 27 декабря 2022 года в нем было 3 542 записи. Чиновники муниципального и регионального уровней, сотрудники региональных таможен и разного рода надзорных органов, муниципальные депутаты, судебные приставы, следователи, росгвардейцы и полицейские, судмедэксперты, работники военкоматов, помощники прокуроров, руководители областных ведомственных архивов… Федеральные чиновники попадаются редко.

Собственники квартир и домов узнают, кто у них зарегестрирован

С 1 января 2023 года собственники жилых помещений смогут получать данные о прописанных в их домах и квартирах постоянно или временно третьих лицах без согласия последних.

В пояснительной записке к внесенному весной 2022 года законопроекту авторы, группа депутатов и сенаторов из «ЕР» объясняли, зачем он нужен. Бремя содержания своего жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме лежит на собственнике. При этом собственник может сдавать свое помещение в аренду гражданам или организациям. Но узнать о том, кто зарегистрирован временно или постоянно в его жилье, не мог, если согласие на предоставление ему такой информации не дали сами зарегистрированные: закон запрещал МВД, ведомству, которое в России ведет регистрационный учет по месту жительства или пребывания, давать официальную информацию по запросу собственника. 

Как только собственник за сведениями о зарегистрированных под его крышей обращался - сотрудник полиции обязан был найти и уведомить о таком обращении других зарегистрированных, и получить их согласие на предоставление информации. В отношении иностранцев или лиц без гражданства (миграционным учётом у нас тоже занимается МВД) выдача такого рода справок собственникам жилья вообще была не предусмотрена.

Сделки с жильем становились порой рискованным мероприятием: потом могло выясниться, что в квартире или доме зарегистрировано ещё несколько человек, которые имеют право на проживание. Если же речь идет о наследстве - новый собственник, получив квартиру или дом, порой вообще мог быть не в курсе о том, кто ещё там зарегистрирован, при этом ранее зарегистрированные и временно не проживавшие в помещении могли объявиться и предъявить свои права на вселение и проживание. Результат - бытовые конфликты, необходимость выселять неожиданно свалившихся на головы соседей по суду, тратить время, деньги…

Действовавшие до Нового года правила приводили к тому, что от продавцов порой требовали нотариально заверенных сведений об отсутствии других зарегистрированных на покупаемой жилплощади, легально получить такую информацию возможности не было, и развивался теневой бизнес её предоставления сотрудниками МВД.

Предполагается, что эти проблемы теперь решены. Сведения о зарегистрированных в его жилье собственнику будут предоставляться бесплатно. Какие сведения? Не совсем полные, но позволяющие идентифицировать человека: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства или пребывания, а в отношении иностранных граждан - также гражданство, дата и сроки регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания.

Закон был принят полгода назад. Отсрочка с вступлением в силу понадобилась для того, чтобы можно было внести соответствующие изменения в подзаконные акты правительства, а МВД утвердило новый порядок предоставления адресно-справочной информации. Его проект правоохранительное ведомство подготовило, осенью он прошел общественное обсуждение. Остается надеяться, что до 1 января документ вступит в силу.

Последние новости

Упадут ли розовые очки с Путина из-за мощных потрясений бюджета России. Что же ждёт нашу экономику в ближайшее время?

Пока где-то трясет Турцию с Сирией, в России произошло два мощных толчка бюджета России: первый,

На День российской науки в КЧГУ провели квест

В преддверии Дня российской науки в КЧГУ прошёл студенческий научно-познавательный квест «Хочу всё знать».

Card image

Как обнаружить и предотвратить утечку газа

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *