Профессор Савватеев: Манифест спасения массовой школы в России. В ноябре вышло интервью с профессором МФТИ Алексеем Савватеевым, в котором он заявил, что массовая школа в России ум
Профессор Савватеев: Манифест спасения массовой школы в России https://zen.yandex.ru/media/realityschool/professor-savvateev-manifest-s...
По мнению профессора, наша страна находится «на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования», для спасения которого он с единомышленниками и составил Манифест. Текст обращения опубликован в Интернете. Что авторы собираются с ним дальше делать, пока неясно. Будет ли содержание Манифеста донесено до властей?
Приведу основные мысли из этого воззвания.
Сначала в Манифесте обозначены проблемы современной школы: массовое школьное образование, особенно вне двух столиц, находится в состоянии прогрессирующего распада; с каждым годом растёт пропасть между Москвой и провинцией; общедоступность бесплатного образования не обеспечивается; во многих регионах имеется острый дефицит учителей: низкие зарплаты, огромный объем отчетности, профессиональное выгорание, старение и непрестижность профессии ведут к уходу грамотных учителей из школ; качество образования быстрыми темпами снижается; российское образование не имеет явной социальной цели и никак не связано с реальным обустройством жизни учеников после окончания школы; кризис подготовки школьных учителей; ситуация усугубляется инициативами по скорейшему внедрению цифровых технологий в школьное образование.Авторы документа подчеркивают, что экранизация не является ни полноценной, ни даже «костыльной» заменой живого педагогического процесса, не говоря уже о том, что воспитательная функция образования при этом исчезает вовсе.
Далее сказано, к чему эти проблемы могут привести в ближайшем будущем:1. Острая нехватка людей, способных поддерживать функционирование современного общества.
2. Резкое обострение политических рисков, связанных с молодежью.
Обозначена цель авторов МанифестаВозрождение качественного массового школьного образования.
Предложения по спасению российского образованияОни основаны на трех ключевых идеях: кто будет учить, чему будут учить и как будут учить.
Идея первая: «Кто будет учить в школе?»В школе будет учить учитель, а чтобы привлечь педагогов, следует сделать следующее:
1. Существенное быстрое повышение социального статуса и престижа профессии «школьный учитель»:
Резкое и быстрое повышение в несколько раз реальных окладов «за ставку» школьных учителей на территории всей страны. Минимальный уровень зарплаты учителя за одну ставку - в объеме 5 МРОТ. Введение «учительской ипотеки». Результатом увеличения зарплаты и повышения социального статуса станет возврат мужчин-учителей в среднюю школу. Предоставление учителям официальной дисциплинарной власти в школах, что позволит решить проблему неадекватных учеников, срывающих процесс обучения и хамящих преподавателям. Этот вопрос требует решения на законодательном уровне, с воплощением в жизнь с помощью телефонов доверия и т.д.2. Освобождение школьных учителей от бремени бюрократической отчетности, ее минимизация для учителей-предметников:
Расформирование Рособрнадзора. Максимальное сокращение отчетности школьных учителей. Превращение статистики по отчетности во внутреннее дело школы. Требование максимальной информационной прозрачности статистики Министерства просвещения.3. Сокращение раздутой, чрезмерной нагрузки на школьных учителей до разумных объемов:
1. Сокращение числа учеников в классах до цифры не более чем в 20 человек.
2. Сокращение (благодаря резкому повышению зарплат) количества случаев, когда учителям приходится работать на 2-3 ставки.
4. Присвоение школьным учителям статуса, аналогичного статусу государственных служащих.
5. Возрождение системы высшего педагогического образования.
6. Приоритет — возрождению массовой начальной школы.
Идея вторая: «Чему будут учить в школе?» Обучение должно проводиться по школьным учебникам. Акцент на получение фундаментальных знаний. Ревизия учебников и пособий, используемых в массовой школе. Идея третья: «Как будут учить в школе?» Основа школьного обучения — преподавание учителями вживую, лицом к лицу с учениками. Цифровизация — второстепенный и вспомогательный инструмент преподавания в школах. Инструктивизм как основа массового школьного образования. Поэтому необходима ставка на традиционные методы преподавания, которые обеспечивают эффективную передачу фундаментальных знаний школьникам. Возвращение выпускных экзаменов и вариативноть ЕГЭ. Предлагается вернуть выпускные экзамены по всем изучаемым в школе предметам. Отказ от идеи немедленной отмены ЕГЭ. Вместо этого следует дать школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз, а само содержание ЕГЭ подвергнуть значительной вариативности, чтобы к конкретному экзамену нельзя было подготовиться по «почти идентичным» «пробникам». Заканчивается Манифест такими словами:«Победа в «гонке искусственного интеллекта» требует возвращения в школы грамотных и ответственных учителей, а также мудрых управленцев (вместо «эффективных менеджеров»!), ставящих и решающих насущные для школы задачи (а не задачи, продиктованные «внешней повесткой»)».
Полный текст Манифеста можно прочитать здесь и здесь .
Поделитесь мнениями о том, что вы думаете о Манифесте и об идеях профессора Савватеева. Утопия или реально выполнимая прграмма?
Последние новости
Вклад социализма в победу над фашизмом и милитаризмом
Обсуждение задач для коммунистов на современном этапе
Володин о причинах распада СССР: предательство в КПСС
Спикер Госдумы высказал мнение о ключевых факторах, приведших к распаду Советского Союза.
Эвакуация жителей дома в Черкесске после взрыва газа
Пункт временного размещения открыт для пострадавших жителей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку