Незрячие дети: обучение и воспитание. Инструкция родителям

30 ЯНВАРЯ. ЧЕРКЕССК. Согласно неутешительной статистике, в мире насчитывается более 39 млн.

30 ЯНВАРЯ. ЧЕРКЕССК. Согласно неутешительной статистике, в мире насчитывается более 39 млн. абсолютно слепых людей, а теряют зрение полностью ежегодно тысячи детей и взрослых.Кроме того, о жизни лишенных зрения людей ходят разные домыслы. Кто-то верит, что в качестве «компенсации» у таких людей открываются сверхспособности. Кто-то убежден, что они не видят сны. Другие считают, что из-за своей особенности они обречены жить судьбой затворника.

Корреспондент РИА «Карачаево-Черкесия» поговорил со старшим научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитациидетей с нарушениями зрения ФГБНУ «Института коррекционной педагогики» Екатериной Ивановой о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

- Екатерина Александровна, каких детей относят к детям с нарушениями зрения и на основании каких показателей ребенка относят к слепым с остаточным зрением, слабовидящим или детям с пониженным зрением? 

- К детям с нарушениями зрения относят слепых, включая слепых с остаточным зрением, и слабовидящих, в том числе детей с пониженным зрением. А главным показателем является острота зрения на лучше видящем глазу с оптической коррекцией. 

Если острота зрения ребенка составляет от светоощущения до 0,04 (4%), то его относят к слепым с остаточным зрением; при остроте зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) – к слабовидящим; при остроте зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) – к детям с пониженным зрением. 

Еще одним показателем определения зрительных возможностей ребенка служит поле зрения. Если поля зрения сужены до 10—15 градусов или до точки фиксации, ребенок считается слепым.

- Какие специалисты определяют наличие у ребенка нарушения зрения и степень его тяжестии когда, чаще всего, у ребенка могут возникать нарушения зрения?

- Медицинский диагноз ставит врач-офтальмолог, а специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рекомендуют вариант образовательной программы на каждом уровне образования. Ну а нарушения зрения бывают, как врожденными, так и приобретенными.

- К каким жизненно значимым ограничениям и трудностям ведут нарушения зрения? 

- В данном случае будет более уместным говорить не о жизненных ограничениях, а о специфических трудностях, которые испытывают эти дети. 

Я сейчас назову основные специфические трудности, обусловленные нарушениями зрения: 

- в формировании представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. 

Одним из негативных последствий этих трудностей может стать вербализм – использование слов без опоры на конкретные чувственные образы, представления и понятия. Ребенок употребляет слово, но в его сознании при этом не возникает образ (зеленые листочки, белый снег и др.);

- в овладении действиями по подражанию. 

- в овладении умениями и навыками самообслуживания и выполнении действий социально-бытового назначения;

- в развитии двигательной сферы, формировании навыков пространственного ориентирования и мобильности. 

Часто наблюдаются отставание в физическом развитии, угловатость движений, наличие стереотипных движений, от которых следует отвлекать ребенка, направляя его деятельность в конструктивное русло, а также различные страхи ходьбы и самостоятельного передвижения в пространстве;

- в овладении навыками вербального и невербального общения, прежде всего, в овладении неречевыми средствами общения (мимика, жесты, пантомимика), которые при глубоких нарушениях зрения либо маловыразительны, либо не формируются или соответствуют тем эмоциям, которые дети испытывают;

- в личностном развитии. Сверстники с сохранным зрением без специального адекватного руководства по организации совместной деятельности часто не принимают ребенка в коллектив. Следствием этого может стать формирование таких негативных личностных качеств, как обидчивость, замкнутость, агрессивность, комплекс неполноценности, неуверенность, робость, скованность, установки на инвалидность, иждивенчество и беспомощность, а также неадекватная самооценка.

Важно отметить, что возникновения всех этих трудностей можно в значительной мере избежать, а при их возникновении можно преодолеть и специфические трудности и их негативные последствия при условии своевременного специально организованного грамотного психолого-педагогического сопровождения детей, а также адекватного семейного воспитания и наличии у родителей правильных установок относительно перспектив дальнейшей самостоятельной жизни детей. 

- Если в семье появился ребенок с нарушениями зрения, как правильно его воспитывать? Следует ли ребенка оберегать от всех бытовых дел, делать поблажки на трудности и ограничивать его в движении? Нужно ли стараться всегда находиться с ним рядом, чтобы его сопровождать и помогать в самообслуживании? 

— Это одно из наиболее распространенных заблуждений относительно воспитания, прежде всего, детей с глубокими нарушениями зрения. Нужно не делать все за ребенка, а набраться терпения и научить его самостоятельно выполнять необходимые действия по самообслуживанию и бытовые дела. Следует не ограничивать двигательную активность ребенка, и не сопровождать его при любом передвижении, включая собственную квартиру, а создать для него постоянную, комфортную и безопасную предметно-пространственную среду. Ребенка необходимо приучать к тому, что родители не будут всегда рядом и готовить его к тому, что в дальнейшем он должен жить самостоятельно. 

- Бытует мнение, что дети с нарушениями зрения являются одной из наиболее тяжелых и бесперспективных групп детей с ограниченными возможностями здоровья в плане образования,социализации, дальнейшей самостоятельной жизни и трудоустройства. Так ли это? 

- Нет – это не так. Дети с нарушениями зрения обладают сохранным интеллектом и часто демонстрируют высокий интеллектуальный потенциал. История и современность располагают огромным количеством примеров успешной жизненной и профессиональной самореализации лиц с нарушениями зрения в различных отраслях науки и сферах профессионально-трудовой деятельности. В России и за рубежом сложились и реализуются системы (ре)абилитации лиц с нарушениями зрения, которые доказали свою эффективность. Под влиянием социальных факторов эти системы перестраиваются и изменяются, приспосабливаясь к реалиям жизни общества, но главная их задача, которая остается неизменной – обеспечение максимально возможной самостоятельности и повышение качества жизни, по-прежнему успешно решается. 

- Слабовидящие (ре)абилитируются более успешнее чем слепые? Им проще решить вопросы получения образования, освоения профессии и дальнейшего трудоустройства, а также создания семьи? 

- На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Во многих случаях слепые, благодаря упорству, трудолюбию, целеустремленности, интеллектуальным возможностям, а также адекватному и своевременному психолого-педагогическому сопровождению, достигают более высоких результатов социализации и (ре)абилитациичем слабовидящие. Таким образом, качество жизни лиц с нарушениями зрения не определяется только степенью выраженности зрительной недостаточности, оно зависит от многих социальных факторов. 

- Как правило, у родителей отсутствуют необходимые умения и навыки, чтобы научить, например, слепого ребенка самостоятельно одеваться, правильно есть самому, убирать свою комнату или накрывать на стол? Где можно получить помощь, и кто их может научить?

- Для этого всегда можно получить консультацию специалиста. Каждый год в Крыму работает проект «Мамина школа», где родителей обучают необходимым умениям и навыкам. Кроме того, существует много практико-ориентированной литературы для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, которая содержит конкретные практические рекомендации и ответы на, наиболее часто возникающие вопросы.

- Детям с нарушениями зрения доступно инклюзивное обучение? Если да, то оно предусматривается только для слабовидящих? И получают ли дети с нарушениями зрения цензовое образование?

- Да, безусловно, если речь идет о детях с сохранным интеллектом. Нецензовое образование получают только дети с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями. А инклюзия доступна, как слепым, так и слабовидящим на всех уровнях образования. Это зафиксировано в нормативных документах федерального уровня, регулирующих вопросы образования детей с нарушениями зрения. 

Так, например, в действующих СанПиН предусматриваются нормы наполняемости для инклюзивных классов с участием слепых и слабовидящих обучающихся.

Для слепых и слабовидящих дошкольников предусматривается возможность получения дошкольного образования в группах комбинированной направленности совместно со сверстниками с сохранным зрением. Однако, инклюзия детей с нарушениями зрения предполагает обеспечение психолого-педагогического и, в частности, тифлопедагогического сопровождения, а для детей с глубокими нарушениями зрения необходимо создание специальных образовательных условий и специальное руководство процессом взаимодействия со сверстниками с сохранным зрением.

- Какие варианты школьного образования детей с нарушениями зрения существуют и как выбрать подходящий вариант?

- Введенные в действие Федеральные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования обучающихся с нарушениями зрения и сохранным интеллектом предусматривают следующие варианты образования:

- вариант 3.1 – предназначен для слепых обучающихся, психическое развитие и компенсаторные навыки (навыки пространственной и социально-бытовой ориентировки, использования остаточного / нарушенного зрения и сохранных анализаторов, коммуникативные и двигательные навыки) которых соответствуют возрастной норме. Этот вариант реализуется в те же сроки, что и для обучающихся с сохранным зрением;

- вариант 3.2 – адресован слепым обучающимся, у которых наблюдается задержка психического развития или несформированность компенсаторных навыков. Этот вариант предусматривает получение обучающимися цензового образования, но в пролонгированные сроки (продление сроков обучения на уровне образования на 1 год); 

- вариант 4.1 – предназначен для слабовидящих обучающихся и реализуется в те же сроки, что и для сверстников с сохранным зрением;

- вариант 4.2 – предусмотрен для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития или несформированностью компенсаторных навыков и реализуется в пролонгированные сроки.

Все эти варианты могут быть реализованы, как в инклюзии, так и в условиях специального образования в отдельных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, которые, на сегодняшний день, успешно продолжают свою деятельность в целом ряде регионов РФ. Вариант и форму получения образования выбирают родители (законные представители) на основании рекомендаций ПМПК.

- Выпускникам с нарушениями зрения целесообразно продолжать образование в специализированных учебных заведениях по традиционным для лиц данной категории профессиям (массажист, музыкант и др.) или сейчас приоритетнее установки на продолжение образования в образовательных организациях, расположенных в регионе проживания и максимально возможно близко от дома? Может быть следует полностью переориентироваться на дистанционное образование? 

- Выбирать образовательную организацию, форму получения образования, равно, как и будущую профессию следует не по месту расположения образовательной организации и не по сложившимся стереотипам относительно профессионально-трудовой деятельности лиц с нарушениями зрения, а с учетом профессиональных интересов, склонностей и способностей обучающихся, а также доступности выбираемой профессии в зависимости от степени выраженности нарушения зрения и, конечно же, востребованности выбранной профессии на современном рынке труда.

- И все-таки, если говорить, непосредственно, о слепых выпускниках, их следует ориентировать на традиционные профессии для лиц рассматриваемой категории, к числу которых относятся: массажист, музыкант, юрист, рабочий учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых?

- Нет, потому что, во-первых, далеко не у всех слепых есть музыкальные, медицинские и юридические способности, а, во-вторых, потому что эти профессии уже не востребованы на современном рынке труда. Кроме того, важно учитывать, что труд лиц с глубокими нарушениями зрения на специализированных учебно-производственных предприятиях стал совершенно нерентабельным. 

- На какие же профессии тогда следуеториентировать выпускников?   

- В реалиях жизни современного постиндустриального общества и цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека все более высокую востребованность получают интеллектуальные, в том числе цифровые профессии, профессии, связанные с деятельностью СМИ, менеджментом и др.

- Молодым людям с нарушениями зрения желательно создавать семьи с людьми, имеющим сходные проблемы в здоровье? 

- Категорически нельзя ориентировать подростков и юношей на такой подход к созданию семьи. В основе создания семей лицами с нарушениями зрения лежат те же ориентиры и приоритеты, что и у людей с сохранным зрением.

- Взрослым инвалидам по зрению при возможности все же лучше продолжать жить с родителями или другими видящими родственниками, ведь так им проще и удобнее в бытовом плане и безопаснее? 

- Несмотря на наличие специфических трудностей, вызванных нарушениями зрения, людям с нарушениями зрения необходимо приложить все возможные усилия, чтобы жить отдельно от родителей и прочих родственников. Иначе им не удастся построить и прожить собственную трудную, но самостоятельную, полноценную и успешную жизнь.

Последние новости

Встреча руководства КЧГУ с Международным университетом нефти и газа

Обсуждение сотрудничества между двумя учебными заведениями в области нефтегазового образования.

Встреча с семьями участников СВО в Урупском районе

Обсуждены вопросы поддержки участников специальной военной операции и их семей.

Промышленность Карачаево-Черкесии демонстрирует рост производства

Объемы производства в регионе значительно увеличились за текущий год.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Керчи на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *