"Мы жили в лучшей стране мира!": лётчик-космонавт Светлана Савицкая о СССР и не только. ШОК для США! Как СССР стал первым в космосе После разрушительной войны? И Какую роль сыграло

"Мы жили в лучшей стране мира!": лётчик-космонавт Светлана Савицкая о СССР и не только https://dzen.ru/a/ZhkzkjjGUWpfJxEf       Здравствуйте, уважаемые читатели!

"Мы жили в лучшей стране мира!": лётчик-космонавт Светлана Савицкая о СССР и не только https://dzen.ru/a/ZhkzkjjGUWpfJxEf    


 

Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной статье хочу обратить ваше внимание на мнение о жизни в СССР, высказанное в одном из интервью лётчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза Светланой Евгеньевной Савицкой (род. в 1948 г.) .

Думаю, с её словами, будут согласны многие из тех, кому довелось жить в советские времена.

   


 

Так вот, Светлана Евгеньевна подчёркивает, что её поколение, да и все поколения советских людей, начиная с 1918 года, понятия не имели, что надо платить, например, за образование. И это было фактически первое и одно из основных достижений Советской власти - бесплатное образование. Но начиная с 1992 года начались поборы в школах: то на занавески, то на охрану, то, мол, ребёнок ваш плохо знает предмет, поэтому заплатите учителю, чтобы она с ним дополнительно позанималась.

"Я считаю, что самое главное что прежде всего Советская власть дала возможность любому человеку, независимо от того, в какой семье он родился, независимо от толщины кошелька его родителей, если у этого человека были способности, таланты какие-то, то Советская власть давала возможность получить бесплатное образование, получить ту профессию, к которой он стремился. Да, у всех были разные способности: кто-то становился академиком, кто-то космонавтом, а кто просто очень хорошим рабочим или комбайнёром и получал известность на всю страну, потому что в СССР труд был почётен во всех его проявлениях".

Савицкая приводит пример из жизни своего отца - Маршала Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого, который родился в 1910 году и даже целый год был беспризорником в Новороссийске.

   


  Маршал Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий.

По словам Светланы Савицкой, Советская власть вытащила его с улицы, дала образование и он по комсомольской путёвке пошёл в авиацию, став впоследствии не только блестящим лётчиком, но и командиром различных авиационных соединений в годы Великой Отечественной, а после войны создавал ПВО страны. "А вышел из семьи простого железнодорожного рабочего, отец умер, когда ему было всего 3 года" - добавляет Светлана Евгеньевна.

Лётчик-космонавт считает, что сегодня, в реалиях современной России, такой возможности, как правило, нет.

"Сегодня прежде всего толщина кошелька родителей и место рождения очень влияют на то, получим мы таланты на выходе или нет. Получим ли мы новых Кулибиных, новых Королёвых, новых академиков, изобретателей или нет? Вот сегодня такая возможность очень невысокая".

Светлана Савицкая убеждена, что её поколение, да и большинство людей из других поколений советских людей, до сих пор считают, что жили в лучшей стране мира - в СССР.

" Мы гордились тем, что живём в Советском Союзе. Мы считали, что живём в лучшей стране мира не потому, что нам это внушала какая-то пропаганда, телевидение внушало. Нет! Мы видели, что страна нас защищает, что у нас есть бесплатное образование, жильё, наука, спорт, искусство - мы гордились страной. Та, советская власть, позволяла по-настоящему гордиться нам нашей Советской страной!"

   


 

Сравнивая то советское время с нынешним, Светлана Савицкая делает выводы, которые не в пользу наших дней.

"А сегодня в чём гордость? В том, что у нас коррупция зашкаливает? В том, что у нас олигархов стало в два раза больше, чем это было ещё 3-4 года назад? В чём гордость, в том, что наши олигархи, которые неправедным трудом на наших национальных богатствах деньги заработали и тратят их налево и направо, скупая дворцы, виллы и яхты? В этом что ли гордость? Нет это не гордость - это позор нашей страны!

Савицкая подчёркивает, что гордиться своей страной очень важно для каждого, живущего в ней человека, помимо устроенных детей и стариков. И особенно это важно, по мнению Светланы Евгеньевны, для советских людей, живущих в сегодняшней России.

Женщина-космонавт считает, что пока в стране есть олигархи, грабящие её богатства, то особого чувства для гордости не может быть.

"Народу должно быть возвращено всё, что у него было украдено. То, что создавалось десятилетиями, особенно послевоенными, тяжелейшим трудом советских людей. И что было практически задаром отдано  э тим олигархам, типа Прохорову, который вместе со своим напарником Потаниным Норильский никель за копейки получили. И другие всякие там Абрамовичи и Дерипаски.  Э тим гордиться нельзя!"

И ещё Светлана Евгеньевна очень негативно относится к тех известным людям в России, которые сами родом из СССР, но ныне стали фактически антисоветчиками.

   


 

Ну что же, я ,как автор канала, полностью согласен со всем сказанным Светланой Савицкой.

Спасибо ей за то, что сохранила верность своим советским убеждениям, не предав их, как это сделали некоторые её бывшие коллеги по космосу и по работе в Госдуме.

Жаль, что таких принципиальных и честных людей, как Светлана Евгеньевна, говорящих правду о нашем советском прошлом и о реалиях российской действительности, очень мало среди публичных людей, известных на всю страну.

Ставьте палец вверх, если согласны с мнением лётчика-космонавта Светланы Савицкой. Ваше мнение по поднятым в статье вопросам пишите в комментариях. ШОК для США! Как СССР стал первым в космосе После разрушительной войны? И Какую роль сыграло советское образование. https://dzen.ru/a/ZhkzkjjGUWpfJxEf    


 

Сегодня мы поговорим с вами о системе образования России.

Почему я решил говорить об образовании? Да, признаюсь, это сложная тема. Но образование – это, на мой взгляд, дорога в жизнь. Именно там закладываются основы человека и как будущего специалиста, и как личности. И от того, какой фундамент там будет заложен, зависит не только дальнейшая жизнь самого человека, но и судьба всей страны, которая как раз и складывается из судеб отдельных людей.

Между тем сегодня мы постоянно слышим о снижающемся качестве образования в России. И меня это сильно беспокоит. Ведь по сути снижение качества образования может ударить по нашему будущему.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли все так страшно, как говорят многие?

И еще один вопрос - а с чем они сравнивают? Все чаще говорят, что сравнивают со временем Советского Союза.

Именно поэтому я сам для себя и хотел бы понять и разобраться, что происходит в системе образования сегодня и что было тогда во времена СССР. Было ли это советское образование одним из лучших в мире? А вот тут мнения на самом деле разные. Вот к примеру мнение Германа Грефа о советском образовании [17]:

«Вся модель образования, от детских садов и до вузов, должна быть изменена! Мы пытаемся сегодня воспроизводить старую советскую абсолютно негодную модель образования, напихивание детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы особым образом, и сотрудники системы образования, и учителя, и родители, и дети в шоке от того, что надо делать! Какое количество информации напихать в этого ребёнка, какое количество его времени занять и в какой период времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом!»

   


  Герман Оскарович Греф — российский государственный и банковский деятель.

Итак, Герман Оскарович считает, что советская система образования является «негодной», поскольку «напихивает детей огромным количеством знаний», т.е. «ненужным барахлом». Из его слов следует, что не нужно перегружать молодое поколение большим количеством знаний, поскольку это усложняет процесс, «калечит» детей. Между тем к мнению Германа Грефа, безусловно, необходимо прислушиваться, поскольку, во-первых, этот человек еще в 2000-х годах был министром экономического развития и торговли Российской Федерации, а, во-вторых, сегодня помимо руководства Сбербанком он принимает активное участие в реформировании системы образования России.

Нет, вы не подумайте, я не отношусь к ярым сторонникам всего того, что было в Советском Союзе с его коммунистической системой. Более того – какое-то время назад я был его самым ярым противником. Но в какой-то момент мне просто по-человечески захотелось разобраться, для себя разобраться, - а что же в нем было, в этом Советском Союзе, такого, что люди до сих пор о нем с благоговением вспоминают? Почему некоторые люди были настолько увлечены этими пресловутыми идеями коммунизма? Что за собой таили госплановские цели и почему вообще надо было все планировать? Так вот для ответа на все эти вопросы я начал изучать литературу и материалы по СССР. И вы знаете, получая ответы, я вдруг для себя понял, что, во-первых, СССР достигал высоких результатов по некоторым направлениям развития страны именно благодаря своим неповторимым методам, знаниям и опыту, а, во-вторых, некоторый, самый лучший, опыт Советского Союза вполне можно было бы применить и сейчас, что, наверняка, я почти уверен, дало бы высокий результат. Безусловно, не нужно воссоздавать заново все то, что было в СССР. Но хотелось бы подойти максимально объективно, чтобы выделить положительный опыт и его использовать сейчас, а все отрицательное оставить в прошлом.

Точно также и после услышанного высказывания Грефа о советском образовании мне самому, просто для себя, захотелось разобраться и получить однозначный ответ – а как на самом деле – было ли советское образование «ненужным барахлом», а сама система «негодной», или же в этом что-то было стоящее. А если было что-то хорошее, то, возможно, это и можно было бы применить и сегодня для улучшения системы образования в стране. Ведь на текущий момент это один из самых важных, я бы даже сказал, - стратегических вопросов для страны, это вопрос, от которого без преувеличения зависит национальная безопасность страны, поскольку затрагивается будущее нации.

Свои рассуждения в этом направлении я начал следующим образом: для анализа я бы прежде всего рассмотрел то время, когда СССР был на лидирующих позициях по нескольким важнейшим направлениям, поскольку именно это время было бы наиболее показательным – это время расцвета. И что же это за время? А это как раз те времена, когда Советский Союз только победил в Великой Отечественной войне, потом смог создать атомную бомбу, что, возможно, спасло нашу страну от еще более разрушительных последствий, затем первым в мире запустил искусственный спутник Земли всего лишь через несколько лет после того, как закончилась эта страшная война, а потом еще и первого космонавта в космос. А это, я считаю, очень большие, я бы даже сказал, поистине великие, достижения для нашей Родины, которые превращают государство в сильнейшую державу, с которой будет считаться любая самая «развитая» страна. И после этого я задался терзающим меня вопросом - неужели все эти прорывы и победы, которые во многом связаны с уровнем научных достижений, не имеют никакого отношения к системе образования в стране в этот период? А вот здесь для ответа как раз и требуется провести некоторый анализ и привести убедительные факты.

А потому давайте разбираться.

Реакция прессы США и СССР на запуск спутника.

Итак, словно в машине времени, мы перенесемся в 1957 год. 4 октября.

Именно в этот день Советским Союзом был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Давайте попробуем просто прочувствовать атмосферу этого времени. Вот так выглядел этот шедевр научно-инженерной мысли:

   


  Первый спутник Земли

Вот как это освещала советская пресса [5]:

   


  Заметка в газете «Комсомольская правда» о запуске спутника Земли в космос

«Первый в мире – наш, советский»  - как же гордо это звучит! Даже сердце отзывается на это сообщение!

Однако в то время, когда в Советском Союзе был триумф и праздник по поводу этого знаменательного события, на другом конце земного шара, в США, были совсем другие настроения. Наиболее интересно их описывает знаменитый сегодня Стивен Кинг, вспоминая этот знаменательный день из своего детства. Вот он еще совсем маленький [2]:

   


  Стивен Кинг в детстве [2] А вот сами воспоминания Стивена Кинга [2]:

«Впервые я пережил ужас – подлинный ужас, а не встречу с демонами или призраками, живущими в моем воображении, – в один октябрьский день 1957 года. Мне только что исполнилось десять. И, как полагается, я находился в кинотеатре – в театре “Стратфорд” в центре города Стратфорд, штат Коннектикут.

…И вот как раз в тот момент, когда в последней части фильма пришельцы готовятся к атаке на Капитолий, лента остановилась. Экран погас. Кинотеатр был битком набит детьми, но, как ни странно, все вели себя тихо.

И пленка не порвалась – просто выключили проектор. А дальше случилось нечто неслыханное: в зале зажгли свет.

На сцену вышел управляющий и поднял руку, прося тишины.

Мы гадали, что за катастрофа заставила его остановить фильм в самый напряженный момент, но тут управляющий заговорил, и дрожь в его голосе еще больше смутила нас.

– Я хочу сообщить вам, – начал он, – что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит. Они назвали его… “спутник”.

Сообщение было встречено абсолютным, гробовым молчанием.

Помню очень отчетливо: страшное мертвое молчание кинозала вдруг было нарушено одиноким выкриком; не знаю, был это мальчик или девочка, голос был полон слез и испуганной злости: «Давай показывай кино, врун!»

Управляющий даже не посмотрел в ту сторону, откуда донесся голос, и почему–то это было хуже всего. Это было доказательство. Русские опередили нас в космосе».

Вы только представьте, какое грандиозное впечатление произвел запуск советского спутника на весь американский народ, если даже детишкам объявляли эту новость, прерывая показ фильмов в кинотеатрах провинциальных городков!

Скорость, с которой СССР произвел запуск, изумила ученых всего мира.

Подобно тому, как советский спутник Земли совершал свои обороты вокруг земного шара, все разговоры в США в первые дни после запуска вращались только вокруг темы о спутнике. Эта тема являлась ведущей на страницах американских газет, в речах и высказываниях политических деятелей [4].

Значительная часть американской печати восхищалась величайшим подвигом мысли, труда и воли советских людей, успешно осуществивших запуск первого в мире искусственного спутника Земли.  «Это триумф человека над мировым пространством...»  - писала газета «Нью-Йорк геральдтрибюн» [4].

   


  Заметка в газете «Нью-Йорк геральдтрибюн» о запуске советского спутника Земли [14]

Суммируя высказывания ученых о выдающемся достижении советской науки и техники, газета «Нью-Йорк пост» считала своим долгом заявить:  «Новость о запуске русскими спутника Земли явилась сенсацией для всего цивилизованного мира»  [4].

Столь же высокую оценку мы находим и на страницах газеты «Нью-Йорк таймс»:  «Уже сейчас ясно, что 4 октября 1957 года навеки войдет в анналы истории как день одного из величайших достижений человека...»  [4]

   


  Заметка в газете «Нью-Йорк таймс» о запуске советского спутника Земли [15]

Все наиболее здравомыслящие американские наблюдатели признавали запуск спутника Земли как бесспорное доказательство превосходства Советского Союза в области научно-технического прогресса, как крупнейшую победу СССР в мирном соревновании с США.

Вот как пишет об этом вашингтонская газета «Ивнинг стар» [4]:

«Мы были бы в самом деле очень глупыми, если бы не видели в кремлевском спутнике Земли чрезвычайно убедительное свидетельство высокого уровня советской науки и технологии».

«Такой подвиг , - подчеркивал обозреватель из газеты «Нью-Йорк таймс» Гарри Шварц, -  мог быть совершен лишь страной, имеющей первоклассный научно-технический персонал и первоклассные условия в очень широкой области науки и техники: в математике, физике, химии и металлургии, если назвать лишь самые важные области»  [4].

Это событие стремительно облетело все средства массовой информации США, да и всего мира, донеся практически до каждого жителя страны все подробности этого важнейшего мирового события.

Соцопрос, проведенный сразу после запуска спутника среди жителей провинциального Балтимора, показал, что более 60% горожан узнали о запуске в первый же день; 17% достаточно хорошо представляли себе, что произошло, столько же могли рассказать о полете аппарата [1].


В Вашингтоне же наблюдался настоящий шок. В это время там прозвучало требование расследования Конгрессом причин, по которым СССР обогнал своим спутником Земли Соединенные Штаты на пути в космос [2].

По американской истории, казалось, прошла межа, разделившая ее на эпоху до и после спутника.

На вопрос службы Гэллапа: «Как русским это удалось?» - 30% ответили, что  «русские лучше работают» , 20% приписали успех достижениям германских ученых, 15% посчитали, что  «у русских все лучше организовано» ... Более половины опрошенных из Вашингтона и Чикаго сочли, что запуск сателлита - это удар по престижу Америки. В том, что это так, в Белом доме не сомневались.

Чётких объяснений стремительному развитию СССР, тем более всего лишь через несколько лет после тяжелейшей разрушительной войны, американцы тогда не нашли. Причину технического отставания США от СССР стали искать, в частности, в уровне образования советских людей. Именно поэтому в самом начале США обратили особое внимание на работу научных центров и университетов.

Журналисты же копнули глубже: почему университеты? Почему не начать со школы? Ведь следующие технологические прорывы и у русских, и у американцев - за нынешними выпускниками...

И вот тут они решили провести очень любопытный эксперимент. Чтобы проверить свою догадку, репортёры крупного американского журнала «Life» решили понаблюдать за русским и американским школьниками, после чего сравнить их образ жизни, успехи в учёбе, спортивные и творческие достижения.

Эксперимент журнала Life.

Для эксперимента были выбраны два самых обычных 16-летних школьника: американец Стивен Лапекас из Чикаго и москвич, учащийся 10 класса школы №49 Алёша Куцков:

   


  Алексей Куцков (Москва, СССР) и Стивен Лапекас (Чикаго, США) на обожке журнала «Life» от 24 марта 1958 года [10]

Обратите внимание – статья называется «Кризис в образовании», подразумевая отставание американской школы от советской.

Но вернемся к ребятам. Обоим по 16 лет, и представить себе двух более непохожих подростков просто невозможно. Стивен — румяный улыбчивый тинейджер, словно сошедший с рекламы зубной пасты. Алексей — насуплен, хмур и очень серьезен, и только-только отрастил свои первые усы, такой шутить не будет.

Уже через много лет Алексей довольно просто объяснил такую серьезность своего образа на этом фото:

«Тогда фотограф специально поставил меня против солнца, поэтому у меня получилось такое выражение лица» .

Наблюдения решили проводить в течение одного месяца, ежедневно фиксируя деятельность ребят на фотоплёнку.

Чем руководствовались журналисты при выборе школ и учеников, неизвестно. 49-я школа Москвы — в старинном, элитном что в СССР, что сейчас, районе на Фрунзенской набережной. Вот так эта школа выглядела тогда:

   


  Школа №49 в Москве, 1957-1958 гг. [8]

А вот так это здание выглядит сейчас:

   


  Я на фоне здания, в котором раньше располагалась та самая 49 школа в Москве (сделать фото в том же ракурсе, что и репортеры Life, более не представляется возможным, позади здания появились новые дома с закрытой территорией)

Немного надо сказать и об американской школе. AustinHigh — обычная «общественная школа» в криминальном районе в пригороде Чикаго.

   


  Школа AustinHigh.

А теперь стоит несколько слов сказать и о самих ребятах. Сначала об Алексее Куцкове.

   


  Алексей Куцков в школе [9]

Алексей был обычным парнем послевоенных лет из типичной советской семьи того времени: отец погиб на фронте, мать была инженером. Алексей добросовестно учился, по вечерам посещал музыкальную школу по наставлению матери, а для души ходил в секцию волейбола, мечтал поступить в институт [6].

А теперь давайте также взглянем на второго, американского, участника эксперимента – Стивена Лапекаса:

   


  Стивен Лапекас в школе [9]

Стивен также был типичным американским мальчиком – учился в старшем классе, занимался плаванием и так же, как и Алексей, хотел после школы дальше продолжать образование.

Школьники не знали, что в эксперименте участвуют двое, и что каждый из них ― буквально лицо целой страны. Не знали до тех пор, пока не получили итоговый номер «Лайф». Журналисты попросили их жить своей жизнью, и целый месяц сопровождали ребят во всех их делах. А потом опубликовали фоторепортаж. До чего же это похоже на сегодняшние реалити-шоу. Однако по тем временам это было очень интересное исследование.

Вот и мы давайте пройдемся по будням двух ребят, чтобы понять, в чем же различие советского и американского подходов в образовании того времени.

Сразу скажу, что снимки произвели ошеломляющий эффект, особенно в США.

Причем жизнь обоих мальчиков на фотографиях с их описанием была представлена как противопоставление подходов к обучению не только самих юношей, но и в целом систем образования двух стран. Не будем забывать, что это уже было время «холодной войны».

Давайте для начала взглянем на то, как ребята проводят время непосредственно в школе.

Начнем с Алексея Куцкова.

Кстати статья в журнале «Life», описывая Алексея Куцкова, начиналась так:  «В аскетичной атмосфере московской 49-й школы Алексей Куцков проводит за учебой 6 дней в неделю, интенсивно изучая огромное количество предметов. Среди них русская литература, английский язык, физика, химия, труд, математика, черчение и астрономия. Более половины учебного времени Алексея приходится на изучение предметов, связанных с наукой»  [12]. Одно только это представление настраивает нас на то серьезное внимание, которое уделяло руководство СССР подготовке молодых специалистов. И Алексей Куцков как раз и должен был показать на своем примере тот серьезный подход. Давайте посмотрим, как это у него получилось.

Вот к примеру Алексей Куцков у модели двигателя в механическом цехе.

   


  Алексей на занятиях изучает двигатель в классе механического цеха [6]

Здесь стоит обращать внимание на детали фотографий, поскольку именно они и призваны были показать отличия в подходах к образованию.

Итак, вот эти важные детали первого фото: обратите внимание, насколько Алексей сосредоточен на занятии, что говорит о его интересе и вовлеченности, что и позволяет получать высокие результаты в обучении по предмету. Одновременно отмечаем высокую оснащенность класса, которая позволяет представить разрез современного двигателя.

Безусловно, следует понимать, что далеко не каждая школа Советского Союза могла себе позволить такую роскошь, особенно если рассматривать провинцию. Но тем не менее отмечаем само стремление советского руководства к приобщению школьников к передовым разработкам.

Переходим к следующему фото:

   


  Алексей отвечает на вопрос на одном из уроков [6]

Очень похоже, что Алексей находится на уроке электротехники. И снова обращает на себя внимание сосредоточенность и вовлеченность Алексея, а также всех других школьников. Никто не отвлекается. Особо также стоит выделить строгую форму всех учеников, что подчеркивает дисциплину, собранность и ответственность со стороны школьников. Обстановка как будто говорит сама за себя – здесь не забалуешь, здесь надо учиться по-настоящему! А на заднем фоне между тем мы видим огромную приборную доску в полстены, с кучей реле и датчиков, на стенах – учебные плакаты. И снова это говорит о высокой оснащенности классов и о том, что школа идет в ногу со временем и с прогрессом для того, чтобы ученики максимально ближе подходили к реальной передовой технике и позже вливались в производство.

А вот Алексей на другом важном предмете - на уроке химии:

   


  Алексей Куцков на уроке химии [6]

И снова Алексей на чём-то очень сосредоточен, а вокруг - пробирки, колбы, разная аппаратура, что позволяет проводить серьезные химические опыты. Обратите внимание – на парте соседнего ряда девочка как раз и проводит такой опыт. Та же атмосфера серьезной работы и вовлеченности.

А вот Алексей на уроке английского языка:

   


  Алексей Куцков на уроке английского языка [6]

Снова та же серьезность и сосредоточенность Алеши. Особо обращает на себя внимание книга, завернутая в бумажную обложку с надписью «English» от руки, крупными буквами. Забота об учебнике снова положительно характеризует ученика – он очень бережно относится к учебникам, поскольку понимает их важность не только для себя, но и для последующих поколений ребят (ведь раньше учебники бесплатно выдавались в школьных библиотеках, а после окончания курса обучения сдавались обратно для следующего потока ребят). Я и сам так делал в школе. Эта была обычная практика для советских школьников.

А теперь давайте для сравнения посмотрим школьные будни американского ученика - Стивена Лапекаса.

Сразу скажем, что Стивен изучает в американской школе английский язык, американскую историю, геометрию и биологию. Причем самый сложный для него предмет - именно геометрия, поэтому его матери приходится платить репетитору 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю.

А вот фото Стивена на одном из занятий в школе:

   


  Стивен Лапекас отвечает у доски [6]

И что же мы видим? Стивен стоит у доски, рассказывая домашнее задание, а ученица ― сидит на задней парте и листает модный глянцевый журнал, при этом, кажется, не обращая внимания на общий процесс занятия. То есть налицо отсутствие интереса и вовлеченности у некоторых учеников. Да, конечно же, не у всех, так как остальные, похоже, занимаются именно учебой.

А вот Стивен на уроке биологии:

   


  Стивен Лапекас на уроке биологии [6]

Здесь вроде бы мы видим неподдельный интерес у некоторых ребят, но, похоже, Стивен отвлекается на препарированную морскую свинку. При этом видим, что классы выглядят несколько менее оснащенными, чем в московской школе.

А вот Стивен на уроке геометрии (той самой нелюбимой, которая никак не давалась ему):

   


  Стивен Лапекас на уроке геометрии [16]

Стивен со смешком возвращается на свое место, не сумев решить задачку по геометрии у доски. Подпись к фотографии в статье гласила:  «Стивен позабавил класс остротами о своей  неумелости» [16].

Следующее фото Стивена на уроке машинописи:

   


  Стивен Лапекас на уроке машинописи [6]

«Life» писал, комментируя этот фото:  «Опоздав на 10 минут, он зашел в класс, где находились пишущие машинки, постучал пальцами по большой электрической пишущей машинке, начался еще один приятный учебный день»  [12].

Далее, сидя за пишущей машинкой, Стивен говорил журналистам: «Я печатаю примерно одно слово в минуту» [16].

Все это, конечно же, показывает Стивена не с лучшей стороны, а, скорее, как человека, который без особого рвения относится к учебе. Хотя, вроде, как кажется, условия для обучения созданы – имеется оборудование, оснащенность классов. Он как будто отбывает номер.

Итак, судя по фотографиям, сделанным на занятиях в школе, советский ученик Алексей Куцков относится к учебе более прилежно и ответственно, чем Стивен Лапекас.

Между тем оба юноши планировали продолжить свое образование в высших учебных заведениях, однако по Алексею было видно, что он готовится, а Стивен не сильно переживал по этому поводу. Чуть ниже мы более подробно посмотрим комментарии журнала «Life» относительно характеристики учеников. А пока посмотрим на внешкольную жизнь подростков.

И начнем снова с Алексея Куцкова.

Как было указано в той же статье «Life»,  «за пределами классной комнаты Алексей продолжает двигаться «в том же решительном темпе» .

Вот к примеру, Алексей с одноклассницами едет на метро на экскурсию в Политехнический музей:

   


  Алексей Куцков с одноклассницами едет в метро на экскурсию в Политехнический музей [6]

Судя по фото, Алексей – интеллигентный и довольно общительный парень. Возможно, не душа компании, но все же. Известно было также, что ему нравится одна из одноклассниц — Марина Дубровникова, но о свиданиях он и не думает [11]. Все его время занято учебой, хобби и всесторонним саморазвитием. Алексей также активно занимался спортом. В 12 лет он записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол [1].

   


  Алексей Куцков на занятии по волейболу [7]

Алексей ходил в волейбольную секцию три раза в неделю, играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы [1]. А ведь это довольно высокий уровень спортивных достижений! Так и хочется сказать: «Так держать, Алексей!».

Между тем Алексей развивался всесторонне – еще 5 раз в неделю он занимался музыкой.

   


  Алексей Куцков на занятии музыкой [16]

Раньше в России и СССР считалось хорошим тоном приобщать детей с раннего детства к музыке как к чему-то высокому, утонченному.

В свободное от занятий учебой, спортом и музыкой время Алексей играл в шахматы с другом:

   


  Алексей играет в шахматы с другом [6]

Как говорят, игра в шахматы помогает мыслить стратегически. Ей занимались многие великие люди. Такое занятие характеризует Алексея как человека интеллектуального, просчитывающего шаги наперед.

Итак, как видим, Алексей Куцков очень сильно стремится развиваться всесторонне, причем он сам хочет очень многого достичь, понимая, что именно сейчас, пока он молод, он должен максимально набираться знаний и умений, чтобы потом быть полезным для страны. У Алексея почти нет свободного времени, а отношения с девушками явно отстают от американского стандарта. Но зато он свое время проводит максимально полезно и разносторонне.

А теперь обратимся к свободному от учебы времени Стивена и посмотрим, чем он занимается вне школы.

Стивен также любит спорт, играет в баскетбол и 11 часов в неделю занимается плаванием в бассейне:

   


  Занятия Стивена в секции плавания [6]

Не смотря на то, что Стивен был чемпионом учебного заведения по плаванию, на фото он вцепился в специальную доску для детишек, которые только-только учатся плавать. Да, вероятно, он любит немного подурачиться.

Стивен любит танцевать и ходит на занятия в любительский кружок танцев.

   


  Стивен на занятии в любительском кружке танцев [6]

Помимо этого после занятий в школе он часто любит танцевать рок-н-ролл со своей подружкой Пенни Донахью.

   


  Стивен танцует рок-н-ролл [9]

«Стивен Лапекас почти каждый учебный день начинает со встречи со своей одноклассницей Пенни Донахью и направляется в школу Остина»,  - говорится в статье [16].

Стивен также любит бывать на вечеринках.

Американский парень общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях. В целом в статье «Life» отмечалось, что в приоритете у Стивена была отнюдь не учеба, а дружба и личные отношения. После школы он охотнее шел на свидание, чем делать домашнее задание.

   


  Стивен провожает домой школьную подругу [6]

Как отмечалось в статье «Life», внеклассная деятельность Стивена (его называют «звездным пловцом школы» и «лидером в школьной жизни») не оставляет ему времени на усердную учебу [16].

Как видим из материалов внеурочной деятельности двух учеников, у Алексея время проходит более плодотворно и целенаправленно, исходя из его устремлений и того, что ждет от него страна. Да, да, именно ждет. Ведь как раз благодаря вот таким Алексеям и получается в будущем быть первыми в космосе!

Итоги эксперимента.

А теперь пора подвести более полно итоги журналистского эксперимента-соревнования. В статье «Life» отмечалось, что советский школьник гораздо более образован, чем американский.

Также указывалось, что Алексей трудолюбивый и целеустремленный. Стивен же легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба.

Таким образом, отчетливо вырисовывались преимущества советской системы образования перед американской. Во-первых, перечень дисциплин в советской школе был намного больше, чем в американской, а во-вторых, в учебном процессе Советского Союза гораздо большее внимание уделялось естественным фундаментальным наукам – математике, физике, химии, причем на уроках химии и физики школьники постоянно проводили опыты [6].

В статье приводились такие интересные данные:

«Всего 12% американских школьников изучают математику и только 25% — физику. Иностранные языки изучают менее 15% учеников» [12].

А ведь физика и математика – основные предметы, на которых строилось техническое развитие страны.

Общая успеваемость Алексея также была на порядок выше, чем у Стивена. В статье отмечалось, что в то время, пока Стивен развлекался, Алексей прилежно сидел за книгами.

Американские ученые оценили и подкованность Алексея в литературе. По количеству прочитанного школьники также оказались не равны. Стивен за месяц смог прочитать всего одну приключенческую книгу Роберта Льюиса Стивенсона, в то время как Алексей прочёл несколько произведений более «серьёзных» авторов: Бернарда Шоу, Уильяма Шекспира. Американские школьники уже тогда предпочитали читать не толстые тома классических произведений, а лишь краткие рецензии на них (как же это похоже на сегодняшнюю ситуацию у нас), в то время как в СССР такое было недопустимо [9]. Признаться, в то время, когда я учился (а это было во времена перестройки и начала 90-х годов), я даже представить не мог, что можно читать краткие рецензии вместо оригиналов произведений.

«Алексей опережает Стивена в развитии почти на два года», - делают вывод журналисты [11].

Хотя ведь ребята были одногодками.

«У американских подростков нет стимула учиться, они перекормлены и недозагружены, - писал в том же номере «Лайф» Слоан Уилсон, заместитель директора Национальной гражданской комиссии по общественным школам. - В Советском Союзе же ученые и инженеры — это новая аристократия, и попасть в нее можно лишь благодаря учебным достижениям. Если советский мальчик провалится в школе, перед ним будет маячить лишь робкая перспектива быть рабочим на заводе. Никто в России даже не мечтает бросить школу, чтобы заработать миллионы в продажах» [11].

Посмотрите, кто тогда, в Советском Союзе, был элитой или аристократией – ученые и инженеры. Это и понятно, ведь именно благодаря их достижениям страна форсированно восстанавливалась после самой страшной войны, да не просто восстанавливалась, а еще вдобавок СССР был первым в космосе, имел техническое превосходство перед странами-лидерами и в некоторых других областях. И многие ученики еще в школе понимали, что пробиться в эту самую элиту как раз и можно было только через стремление учиться, через усердие в учебе, через кропотливую работу.

И посмотрите, о чем говорит американский журнал –

Никто в России не мечтает бросить школу ради, к примеру, заработков в торговле.

Вот поистине тот самый настоящий патриотизм народа, в порыве которого наши люди были готовы горы свернуть, чтобы достичь высокие цели, поставленные государством, потому что эти цели будут полезны всему населению. Только так и достигается процветание государства и народа!

А теперь зададимся вопросом – а что у нас сейчас? А готовы ли сегодняшние школьники точно также, с таким же рвением, как Алеша Куцков, усердно учиться, чтобы принести пользу стране, своему народу? Или же они предпочтут как раз торговлю образованию, дабы самому для себя позаработать? Наверное, ответ очевиден… Вот где стоит искать истоки патриотизма.

Но вернемся к оценке журналом «Life» состояния американского образования.

«Американская школа тоже хотела бы иметь свою химическую лабораторию, но у нее нет на это денег, - отмечал Слоан Уилсон. - Немногие ученики смогут позволить себе плату за эти занятия».

Школе США не по карману учитывать потребности каждого ребенка, и все что она может — лишь чуть подровнять детей в знаниях [11].

К тому же сообщалось, что за некоторые предметы в США необходимо платить, как, например, матери Стивена за репетитора по геометрии, в то время, как в СССР обучение по еще большему количеству предметов является абсолютно бесплатным.

В целом в Штатах тогда были те же проблемы, что и сейчас у нас – школы переполнены, учителей не хватает, низкие учительские зарплаты, отсутствие единообразной системы обучения. Способным ученикам не уделялось должного внимания. Американцы возмущались, что чиновники больше думают не о том, как повысить успеваемость, а о том, что школьники едят на завтрак [7][1].

После проведенного «соревнования», глядя на снимки, жители и одной, и другой страны чётко видели: Куцков ― серьёзный и перспективный молодой человек, увлечённый учёбой, а Лапекас ― молодой оболтус, карикатурный американский тинейджер, который в жизни желает лишь удовольствий.

В общем, получилась такая «пропаганда наоборот». Если в Советском Союзе все привыкли к утверждению «Наше образование - лучшее в мире», то журналисты «Лайф», наоборот, сделали однозначный вывод «Система образования США крайне слабая, поэтому коммунисты и оказались первыми в космосе». Видимо, изначально и ставилась задача: этой публикацией встряхнуть нацию, пробудить ее от сытого сна [11].

Этим сравнением американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением русских, за которыми придется тянуться и от которых непросто будет не отстать [1].

В глазах американцев (да и всего мира) советский парень Алексей Куцков тут же стал идеалом для подражания, образцом ответственного отношения к учебе. Надо отдать должное, для США этот эксперимент не прошел даром, в ближайшее же время началась реорганизация системы школьного и университетского образования: учителям повышали заработную плату, вводили стипендии для отличников, пересматривали учебные программы. Собственно, наверняка, для этого и был проведен этот эксперимент, где показательно были продемонстрированы преимущества советского образования по сравнению с американским.

Говоря о советских успехах того времени, нельзя не сказать о следующем триумфе советской науки – 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет в космическое пространство. Журнал «Life» также освещал это событие:

   


  Обложка журнала «Life» от 21 апреля 1961 года [13]

По сути Советский Союз благодаря существовавшей тогда системе образования и науки сумел еще несколько лет быть на первых позициях в мире и не только в космосе. Логически здесь можно предположить, что такая система была выстроена не в 50-х годах, а гораздо раньше, поскольку для ее устройства и становления требовалось не менее 10 лет. Рискну предположить, что это было сделано в те времена, когда у руля СССР находился Иосиф Виссарионович Сталин. Но это уже совсем другая история… Возможно, в одной из следующих статей мы ее коснемся и разберемся более подробно.

Кем стали Алексей Куцков и Стивен Лапекас во взрослой жизни.

Вся эта история будет неполной, если не рассказать о дальнейшей судьбе наших героев. У обоих жизнь сложилась по-разному, но было в их судьбе нечто общее — это авиация.

А теперь чуть более подробно и сначала об Алексее Куцкове.

Школу он закончил с серебряной медалью. Дальше он поступал в Московский авиационно-технический институт (МАТИ). При конкурсе в 17 человек на место (!!!) поступил легко:

«Авиация была моим хобби еще в школе, когда я строил модели самолетов. Поэтому и поступил в МАТИ на факультет авиационных приборов», – говорил позже Алексей.

После окончания ВУЗа Куцкова распределили на работу в Шереметьево, где тогда находилась авиационно-техническая база полярной авиации. В 26 лет он уже был заместителем главного инженера этой базы, летал в Тюмень и на Северный полюс [1].

А в 1970 году Куцков был отобран на подготовку к космическому полету в отряд космонавтов, но в космос ему было не суждено попасть.

Дальше он пошел в аспирантуру ГосНИИ гражданской авиации.
Приказом министра в 1974 году был направлен на работу в Госавианадзор.
В этой организации, следившей за безопасностью полетов, Куцков проработал до 1991 года, дослужившись до начальника управления по расследованию и профилактике авиационных происшествий. За 20 лет работы Куцков лично расследовал более 60 авиационных происшествий и инцидентов [1].

После падения Советского Союза Куцков также нашел себя в жизни. Он продолжил работать в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), занимавшемся расследованиями авиационных происшествий. А затем он перешел в компанию «Норильские авиалинии», где дослужился до заместителя генерального директора компании, отвечавшего за вопросы безопасности и качества.

Читая биографию Алексея Куцкова, нисколько не удивляюсь тому, что он нашел себя в жизни и реализовался, причем на всех работах он продвигался по карьерной лестнице, которая даже чуть не довела его до самой вершины - до космоса. Именно то советское образование и позволило ему найти себя в жизни.

Личная жизнь у него также вполне сложилась:

Женился — «не на Марине, она вышла замуж за моего лучшего друга, того, с которым я играл в шахматы по вечерам»

У Стивена также интересна была дальнейшая жизнь. После завершения обучения в школе он окончил университет штата Иллинойс по специальности «физкультура».
Потом учился в военном колледже, получил второе высшее образование.
5 лет отслужил в армии, из них 8 месяцев был во Вьетнаме. Уйдя на гражданскую службу, Лапекас стал работать в американской авиакомпании TransWorldAirlines (TWA). В течение 30 лет он был в ней пилотом [1].

   


  Алексей Куцков и Стивен Лапекас в 2001 году [9]

Еще «на счету» Лапекаса двое детей от первой жены, двое - от второй и два внука [1].

«Та статья была нелестной, мягко говоря, - рассказывал Стивен 40 лет спустя в одном-единственном интервью. Инцидент с «Лайфом» отбил у него охоту общаться с журналистами на всю жизнь. - Они сделали из меня какого-то придурка, который все свое время проводит на танцульках» [11].

Подведем итоги.

И вправду, теперь уже можно с уверенностью говорить, что когда сами же американцы превозносят систему образования главного геополитического противника и принижают свою собственную, то это не просто так – это было именно с целью запуска реформы собственной системы образования на фоне огромных научных достижений СССР, которые повергли в шок весь мир. Но тем не менее это никак не означает, что образование в СССР не было лучшим на тот момент, что оно только лишь приукрашено журналом «Life». В доказательство того, что образование в Советском Союзе тех лет было действительно лучшим в мире, давайте еще раз приглядимся к образу того самого Алексея Куцкова. Давайте просто посмотрим, что это было за время, когда он учился, - 1958 год, с момента окончания Великой Отечественной войны, которая разрушила половину нашей страны, унесла много жизней и задела практически каждую советскую семью, прошло 13 лет. На этой войне погиб отец Алеши. Все еще было очень свежо – и настрой патриотизма, и ощущение Великой победы, и желание побыстрее восстановить страну ценой пускай таких же подвигов, которые совершали их отцы на войне. Не посрамить, а быть достойным отцов и Отечества! Ведь каждый из сынов тех героев, скорее всего, хотел доказать и себе, и своей стране, что в мирных условиях он просто обязан отдать стране всего себя, чтобы обеспечить то самое светлое будущее, за которое и бились их отцы. Именно поэтому, я думаю, Алеша столько трудится в школе, старается, развивается во всех направлениях. Он также готов к подвигам и великим достижениям – вспомните, ведь он пробивался в команду космонавтов, чтобы попытаться сделать для Родины как можно больше, прославить Отечество, продвинуть науку во имя свободы человечества. Вот именно на таких настроениях патриотизма и строится великое светлое будущее. А подкрепляли этот настрой идеология коммунизма и система грамотного стратегического управления развитием страны.

И вот теперь я снова хочу возвратиться к словам Германа Грефа. И теперь, как мне кажется, можно смело возразить Грефу – нет, советское образование того периода – это совсем не «барахло», а залог процветания страны! Именно этот багаж до сих пор и позволяет нам жить.

Однако стоит признать, что сегодняшнее образование очень сильно отличается от того, которое было во времена Алексея Куцкова. Вообще многое изменилось с тех пор. Той, старой, 49-й школы уже нет на карте Москвы — сейчас в этом здании находятся спортивные заведения. Нет и МАТИ — ВУЗ присоединили к Московскому авиационному институту, а после реорганизовали и его. Нет Госавианадзора, и даже «Норильские авиалинии» прекратили свое существование. Как и Советский Союз… А вот по поводу советской системы образования иногда еще возникают вопросы. Слишком многое в ней поменялось, слишком много непонятного в образовательной системе сейчас. Хотя, как кажется, и сейчас можно было бы многое, все самое лучшее, взять из той самой системы образования СССР, которая и позволяла советской науке вершить почти невозможное – выйти на первое место в мире в некоторых важнейших отраслях, таких, к примеру, как освоение космоса или оборона. Глядишь, и сегодня бы наша страна снова первой бы запускала спутники в космос, а не какой-нибудь Илон Маск.

Да, о многом заставил задуматься тот эксперимент журнала «Life» - и о качестве советского образования, и об усердии советских школьников, которые чего-то хотели, которые рвались вперед, которые достигали, и о великих достижениях советской науки, и о невероятной силе, мощи и несгибаемом духе нашего великого народа, который всего лишь через несколько лет после одной из самых кровопролитных и разрушительных войн смог не только полностью восстановить страну из руин, но и занять лидирующие позиции в мире по многим передовым показателям того непростого времени.

И весь этот потенциал закладывался именно в школе – таковы были выводы американских экспертов. Но советская школа не только учила, но и воспитывала. И воспитывала не просто человека, а творца! Творца будущего!

А вот про сегодняшнее образование в России часто можно слышать, что воспитывается не столько творец, сколько потребитель. Может, поэтому сегодня в новостях про космос мы слышим только имя Илона Маска…

А что вы думаете про современное образование? Не кажется ли вам, что современные российские школьники стали больше походить на того самого Стивена Лапекаса? Может быть, нам стоит провести такой же эксперимент ещё раз? И вот я не совсем уверен, что сегодняшний Алексей выиграет у того самого Алеши Куцкова…

Хотя, уверен, будет немало тех, кто скажет, что на основе одного такого показного «эксперимента» не стоит делать выводов о всей системе. Мол, система может быть вообще другой. Ведь рассматривали не совсем объективно – взяли одну из лучших школ Москвы и всего СССР и при том еще и одного из лучших учеников в ней, а на его фоне рассмотрели не самого прилежного ученика США из захудалой школы Чикаго, да еще и в криминальном районе.

Так вот и я сам тоже, готовя материал, задавался такими же вопросами и поэтому тоже решил дополнительно изучить материалы, факты, высказывания экспертов тех лет, которые бы давали более объективную точку зрения на этот важный вопрос.

В ближайших статьях я как раз и приведу дополнительные материалы, которые, как я надеюсь, смогут развеять всякие сомнения относительно качества образования в Советском Союзе… Эти материалы также будут от незаинтересованной стороны. В частности, примерно в то же время, когда журналом «Life» было опубликовано сравнение советского и американского школьников, в системе североатлантического альянса, НАТО, также проводился анализ на предмет выяснения причин лидерства СССР в гонке за освоение космоса. И там был затронут вопрос качества советского образования в сравнении с американским. Выводы в этом докладе были еще более интригующими. Так что это будет очень интересно!

А пока готовится статья, Вы уже сейчас можете посмотреть мое  видео  по данному материалу. А затем ознакомиться с более развернутой версией доклада уже в статье.

Помимо этого в будущих статьях я хотел бы затронуть и некоторые другие аспекты уже современной системы образования России, которая проходит болезненную стадию реформирования. В частности, очень многих людей в нашей стране волнуют проблемы при внедрении некоторых элементов Болонской системы. Так вот хотелось бы более подробно разобрать, а что же это за система такая.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ДРУЗЬЯ! С нами вы узнаете малоизвестные, тайные и интригующие факты по таким направлениям, как экономика, образование, медицина, история, культура, наука, причем не только России, что позволит вам понять скрытые системные смыслы и увереннее идти по жизни.

Так что жду новой встречи с вами!

А пока хотелось бы услышать в комментариях ваше мнение по поводу этого вопроса, благодарю за внимание!

Список литературы: Livejournal. Автор: marawarren. «Жизнь после эксперимента. Life 1958 года». 27.01.2012 ( https://marawarren.livejournal.com/152149.html ). Яндекс Дзен. Автор: Записки Плиния Старшего. «Что писали Стивен Кинг и американская пресса про запуск первого советского спутника». 03.10.2020 ( https://dzen.ru/a/X3h4LHHETwgpBqXc ). Fishki.net. Автор: ВЕТЕРАН. «История освоения космоса в обложках журнала». 25.11.2014 ( https://fishki.net/1333217-istorija-osvoenija-kosmosa-v-oblozhkah-zhurnala-time.html ). 12apr.su Библиотека по астрономии и космонавтике. «"Подвиг, которым может гордиться все человечество". По страницам американской печати. Обозреватель». ( http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000069/st034.shtml?ysclid=lq3wa1w7pr950572022 ). Научно-популярный журнал: «Как и Почему». «Первый спутник Земли: характеристики, когда создан, кто изобрел, запуск, фото и видео». ( https://kipmu.ru/pervyj-sputnik-zemli/ ). Livejournal. Автор: hippy_end. «Американское сравнительное исследование школы в СССР и США во времена "хрущевского потепления"». 19.05.2018 ( https://hippy--end-livejournal-com.turbopages.org/hippy-end.livejournal.com/s/2134030.html ). Livejournal. Автор: krispotupchik. «Советский студент глазами журнала Life. Репортаж 1958 года». 23.11.2010 ( https://krispotupchik.livejournal.com/121826.html?ysclid=lq3retdoh416611271 ). Livejournal. Автор: sell_off. 06.09.2017 «США обязана своим образованием советскому школьнику Алексею Куцкову». ( https://sell-off.livejournal.com/22607565.html ). Яндекс Дзен. Автор: Этому не учат в школе. «"Русские умнее нас" — почему советский школьник оказался лучше американского — эксперимент журнала «Life» 1958 года». 23.08.2023 ( https://dzen.ru/a/ZOX6iLxcWxUAjPbQ ). The Voice. «СССР vs США: что показал эксперимент по сравнению образования 1958 года». ( https://www.thevoicemag.ru/social/world/sssr-vs-ssha-chto-pokazal-eksperiment-po-sravneniyu-obrazovaniya-1958-goda/?ysclid=lq3rhdl9fv77334975 ). Комсомольская правда. Ксения Конюхова. «Как советский школьник изменил систему образования США». 03.12.2018 ( https://www.kp.ru/daily/26915/3961888/?ysclid=lq3r44cs47496170554 ). Мы за правильные отношения. «Как советский школьник «обогнал» Америку». ( https://pravotnosheniya.info/Kak-sovetskiy-shkolnik-obognal-Ameriku-3230.html ). Ekabu.ru. «Самые выдающиеся обложки в истории журнала Life (33 фото)». ( https://ekabu.ru/206655-samye-vydayuschiesya-oblozhki-v-istorii-zhurnala-Life.html ). Pinterest. Автор: Anne Woodard. Холодная Война. ( https://za.pinterest.com/pin/152489137365998218/ ). Sutori. Brooke Davis. The Cold War (1952--1961). ( https://www.sutori.com/en/story/the-cold-war-1952-1961--vjvJgkMLWrRveCVP3g3GZ8Bf ). LIFE – Google Книги. ( https://books.google.ru/books?id=PlYEAAAAMBAJ&lpg=PA27&dq=alexei+kutzkov+life+magazine&pg=PA25&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false ). Рамблер Новости. «Герман Греф считает советскую модель образования «ненужным барахлом»». 20.04.2021 ( https://news.rambler.ru/education/46263241-german-gref-schitaet-sovetskuyu-model-obrazovaniya-nenuzhnym-barahlom/?ysclid=lruk9eg1ze871258712 ).

Последние новости

Средства жителей КЧР на счетах эскроу увеличились вдвое

Так, на конец 1 квартала 2024 года жители республики хранили на таких счетах 2,6 млрд рублей.

Эффективный и точный: как анализ на ЭКБ помогает в диагностике аллергии

23 МАЯ. ЧЕРКЕССК. С наступлением тепла многие люди замечают странные реакции своего организма, внешне напоминающие аллергию - насморк, чихание, отёки, кожные высыпания.

С начала 2024 года в КЧР официально зарегистрировано 196  случаев укусов клещей  

24 МАЯ. ЧЕРКЕССК. Управление Роспотребнадзора по КЧР сообщает, что сезонная активность клещей достигла пиковых показателей.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *