Геннадий Зюганов: Бюджет 2023−2025 противоречит всем установкам Путина. Линия Гайдара, Кудрина и Силуанова снова взяла верх. Это очень печально, но поправимо. Минфин из-за денег вы
30.10.2022

Геннадий Зюганов: Бюджет 2023−2025 противоречит всем установкам Путина. Линия Гайдара, Кудрина и Силуанова снова взяла верх. Это очень печально, но поправимо. Минфин из-за денег вы

Геннадий Зюганов: Бюджет 2023−2025 противоречит всем установкам Путина Линия Гайдара, Кудрина и Силуанова снова взяла верх.

Геннадий Зюганов: Бюджет 2023−2025 противоречит всем установкам Путина Линия Гайдара, Кудрина и Силуанова снова взяла верх. Это очень печально, но поправимо

Андрей Полунин

https://svpressa.ru/politic/article/350741/

Госдума в первом чтении приняла федеральный бюджет на 2023−2025 годы. Ключевой момент: документ устанавливает новую схему «бюджетного правила», но не отказывается от самой идеи копить деньги на «черный день».

Из-за санкций и «ограниченной предсказуемости» цен на нефть и газ решено отказаться от «цены отсечения» и курса рубля при дележке доходов на те, которые можно тратить, и те, которые пойдут в «кубышку». Теперь базовые нефтегазовые доходы определены конкретной суммой — 8 трлн руб. Определен и потолок трат — это сумма всех ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга и бюджетных кредитов.

Ранее Счетная палата представила  заключение  о проекте бюджете. Главное замечание аудиторов: «структурные изменения в спросе на 2023−2025 годы не сопровождаются значимыми изменениями в структуре компонентов производства». Это значит, что финансово-экономический блок вообще не планирует кардинально менять экономику РФ.

О том, почему коммунисты считают, что проект бюджета напрочь расходится с установками президента о мобилизации экономики и общества, в интервью «Свободной Прессе» подробно рассказал председатель ЦК КПРФ  Геннадий Зюганов .

— Запад развязал против России гибридную войну, которая переросла в «горячую» на территории Украины. В этой ситуации стране необходим бюджет победы и развития, — говорит Геннадий Зюганов. — Тысячи санкций против РФ, нарастающие угрозы — все это должно быть отражено в главном финансовом документе. Надо понимать: бюджет — это не просто цифры. Это прежде всего судьба России. Он обязан работать на наше развитие и нашу победу.

Бюджет должен учитывать, что рухнул англо-саксонский глобалистский мир, рухнула наша газовая стратегия, рухнули практически все прежние договоренности с Западом. Надо выстраивать бюджетную политику, исходя из новой реальности.

Если вам объявили гибридную войну, нужно решать три задачи. Первая — мобилизовать ресурсы, вторая — сплачивать общество, третья — четко определять приоритеты и подбирать карды, способные их реализовать.

Я надеялся, что правительство подготовит именно такой бюджет, который этим задачам отвечает. Но оказалось, что проект скроен по прежним компрадорским лекалам. По сути, это бюджет продолжения колониальной зависимости и деградации России. Согласиться с этим категорически нельзя.

27 октября я внимательно прослушал выступление  Путина  на Валдайском форуме. И должен заметить: представленный бюджет противоречит всем установкам президента. Напомню установки из послания главы государства Федеральному Собранию: войти в пятерку ведущих стран, одолеть бедность и вымирание, освоить новейшие технологии. Так вот, проект, который вынесли на рассмотрение Думы, не отвечает ни одному нынешнему вызову.

Я не понимаю, почему правительство согласовало такой бюджет. В нем линия Гайдара,  Кудрина  и  Силуанова  снова взяла верх. Это очень печально, но поправимо.

 

«СП»: — Проект бюджета еще можно исправить?

— Я считаю, нужно опираться на бюджет развития, который подготовила Компартия. На наши проекты 12 законов, которые позволят аккумулировать в бюджете минимум 45 трлн рублей. На уникальный опыт работы наших народных предприятий.

«СП»: — Почему проект бюджета не годится? Можно пройтись по пунктам?

— Возьмем первую задачу — мобилизацию экономики. Напомню, ВВП — это выраженные в деньгах произведенные продукция и услуги. Так вот, в условиях ведения страной боевых действий доля бюджетных средств в ВВП всегда возрастает. Смысл прост: ты должен отдать более значительную долю национального «пирога», чтобы разумно ее распределить — направить на главные цели и добиться победы.

А в этом проекте бюджета все с точностью до наоборот. Доля расходов бюджета относительно ВВП не растет, а снижается по итогам предстоящей трехлетки. Если взять 14 разделов проекта, по 11 из них — по отношению к 2022 году — идет сокращение расходов. Причем, урезают то, что урезать категорически недопустимо. Судите сами.

— Расходы по госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» урезаны на 29% - с 5,236 млрд. рублей до 3,715 млрд. рублей.

— Онкологический проект — строительство 420 центров амбулаторной онкологической помощи плюс профильное оборудование для 160 больниц и диспансеров в регионах — потеряет 35,9 млрд. рублей. Его финансирование сократится со 189,6 млрд рублей до 153,7 млрд. рублей, — то есть на 19%.

— Расходы на федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» — минус 32%, с 25,7 млрд. рублей до 17,5 млрд. рублей.

Сокращения также касаются образования, науки и ЖКХ — хотя эти отрасли и без дополнительных урезаний финансировались дай Бог наполовину от необходимого!

При этом проект опять предлагает — пусть по-новому — замораживать финансовые ресурсы в фонде национального благосостояния. Зачем?! Мы тысячу раз говорили: нельзя прятать нефтегазовые доходы в кубышку, вкладывать их в ценные бумаги и валюту наших потенциальных противников. Это уже привело к тому, что Запад арестовал практически половину наших резервов — $300 млрд! А теперь сидит и думает, как эти деньги рассовать по карманам, прикрываясь тем, что нужно что-то восстанавливать на Украине!

Казалось бы, если вас взяли за горло, если часть ваших финансов прикарманили — не позволяйте оставшимся средствам утекать на Запад! Но нет — по прогнозу Банка России, отток капитала из РФ в 2022 году может достичь $246 млрд!

Прибавьте к этому замороженные резервы — и получится $546 млрд, которые потеряны для страны. На такие деньги можно было бы всю Россию обустроить, всем регионам, вернувшимся на Родину, помочь!

Но эти средства почему-то оказываются в руках тех, кто объявил нам гибридную войну, кто поставляет оружие бандеровцам на Украину, кто расстреливает наших ребят. Это полный абсурд!

«СП»: — Какие пункты в проекте вас больше всего удивили?

— То, что в нынешней ситуации финансово-экономический блок отказывается наращивать вложения в золото. По сути, нынешние ценные бумаги и валюты — это фантики, которые обесценивает инфляция. Золото — другое дело. У нас в годы Великой Отечественной, даже когда фашисты стояли под Москвой и на Волге, золотоносные рудники работали в три смены! И мы благодаря этому быстрее всех восстановили страну после войны, очень скоро отказались от продуктовых карточек.

Вместе с тем, финансовые власти, как следует из проекта, не желают помогать промышленности направлять средства на развитие производства. Якобы, это не их компетенция.

В итоге мы ставим новый исторический рекорд по вывозу ценностей из страны. Экспорт, исходя из проекта, планируется на уровне $500 млрд. — прежде всего, это нефть и газ, лес, золото, алмазы. Мы наращиваем сырьевой экспорт — вместо того, чтобы самим глубоко перерабатывать сырье и производить отечественные товары!

И ведь речь не идет о том, чтобы продать сырье, а взамен купить необходимое для развития собственного производства, для строительства заводов. По сути, все, что связано с мобилизацией ресурсов, отдается в руки наших потенциальных противников!

Путин требует переломить ситуацию — так давайте обеспечим прорыв! Среднегодовые темпы развития у нас 10 лет подряд составляли 0,9% ВВП — в три раза ниже мировых! Открываем новый проект бюджета — и снова роста нет и не предвидится. При текущей политике его просто невозможно достичь.

Надо ясно осознавать: нынешняя Россия, если оценивать ее удельный вес в мировой экономике, производит в 2 раза меньше, чем Российская империя в 1913 году. В 5 раз меньше, чем производила одна только РСФСР в советские годы. И в 10 раз меньше, чем весь Советский Союз.

С нами будут считаться, если мы будем наращивать темпы роста, осваивать новейшие технологии, рваться вперед! А для этого нужно вкладывать средства, прежде всего, в национальную экономику!

Но бюджет сулит в ближайшие три года сокращение поддержки национальной экономики на 17% - в реальном выражении, то есть с учетом инфляции. Расходы на развитие новейшей высокотехнологичной экономики, которая только и может обеспечить прорыв, урезаются на четверть в 2023 году, а в 2024-м практически упраздняются!

Локомотивом прорыва могла бы стать наука. Но в бюджете ее финансирование размазано по 11 разделам и урезается почти на 20%!

Я постоянно призываю руководство страны: давайте вернем наших талантливых ребят, которые работают за границей — это около 1,5 млн человек, оказавшихся в США, в Западной Европе, в Японии. Многие с радостью вернуться — ведь сейчас на Западе к тебе начинают придираться, едва услышат русскую речь. Но для массового возвращения уехавших из страны специалистов надо создать условия — рабочие, финансовые, бытовые. А кабмин словно не слышит этих призывов.

Прорыв может обеспечить только качественное образование. Мне подарили книгу Рэя Далио «Принципы изменения мирового порядка» — исследование, посвященное тому, как развивались страны на протяжении 500 лет. Автор — американский миллиардер, инвестор и управляющий хедж-фондом Bridgewater Associates — приводит очень любопытные графики. Какой период из этих 500 лет ни возьми — настоящего успеха добивались только те страны, которые вкладывали значительные средства в образование и науку.

Советская страна это делала — и побеждала. Китай это делает — и побеждает, четыре десятилетия подряд демонстрируя самые стремительные на планете темпы развития. А что у нас? Мы предлагаем закон «Образование для всех», который гарантирует каждому молодому человеку бесплатное образование, вплоть до высшего, и трудоустройство на первом рабочем месте. Но он до сих пор лежит под сукном, куда его усиленно прячет «партия власти».

«СП»: — В числе приоритетных задач вы назвали сплочение общества. В чем здесь главная проблема?

— Как сплачивать общество, если мы — чемпионы мира по неравенству? Суммарный капитал 100 наших долларовых миллиардеров превышает средства на банковских счетах всех остальных граждан России. Нигде в мире такого нет! И по-прежнему для сверхбогатых не хотят ввести нормальную прогрессивную шкалу налогообложения — как это принято везде.

Каким образом крепить единство, если «пятая колонна» снова будто с цепи сорвалась? Сперва либералы вроде бы пождали хвост — кто сбежал от СВО, кто спрятался. Но сейчас они опять повылезали из всех щелей. И клеймят советскую эпоху похлеще западных русофобов!

Наконец, чтобы сплачивать народ, у него должны быть достойные условия жизни. Должны расти доходы. А у наших граждан они падали восемь лет подряд — и продолжают проседать. Бытовые условия жизни у миллионов людей тоже неудовлетворительные. Во многих регионах доля ветхого и аварийного жилья составляет от 40 до 80%. Целые кварталы «хрущевок» давно выработали свой срок, их надо сносить. Но власти ничего не делают. И на этом фоне расходы бюджета на ЖКХ сокращаются за три года почти на 60%! Это откровенный вызов обществу!

«СП»: — Где в такой ситуации выход?

— Мы давно предложили бюджет развития России — провели семинары, слушания в Государственной Думе. Мы подготовили программы «Новая индустриализация», «Новая целина», программу комплексного развития сельских территорий. Наши инициативы поддержали все парламентские фракции, президент вынес их на Госсовет. Но вышло, что поддержка — только на словах. А в новом бюджете от наших предложений почти ничего не осталось.

Я считаю, что предложенный бюджет не решает главных задач и лишь усугубляет кризисные процессы.

Нам нужно учесть советский опыт. Ведь наша великая страна после поражения и распада Российской империи успешно восстановилась, реализовала НЭП и план ГОЭРЛО, провела индустриализацию и культурную революцию, победила в 1945-м. Советское государство добилось всего этого, руководствуясь идеалами коллективизма, дружбы, сплоченности и справедливости.

Этот уникальный опыт — от распада страны, оказавшейся в колониальной зависимости, до космического прорыва и гениальных достижений в экономике социальном строительстве, науке, культуре, медицине — повторил в наши дни Китай. Сегодня советский опыт мог бы снова послужить на благо России.

Минфин из-за денег выведет Путина из терпения Финансовое ведомство отказалось вводить потолок зарплат в госкорпорациях топ-менеджерам. 30 млн. в года для «хорошего человека» — копейки?

Андрей Захарченко

https://svpressa.ru/economy/article/350463/

Материал комментируют:

Никита Масленников

 

Сергей Нациевский

 

Сергей Обухов

В июне российское правительство задумалось над возможностью урезать потолок зарплат для топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций, а именно — о жесткой их привязке к зарплате премьера-министра. С таким расчетом, чтобы зарплата главы госкомпании не превышала трехкратного размера минимального денежного содержания главы кабмина (около 30 млн рублей в год), а топ-менеджер смог бы получать и больше, но только с личного разрешения президента.

Однако в самом конце октября пресс-служба Минифина уведомила СМИ о том, что оплату труда топ-менеджеров госкомпаний не планируется ограничивать потолком в 30 млн. руб. в год, а все разговоры в медиапространстве о том, что если зарплата руководителей госкорпораций превысила некий лимит в пересчете за два последних года, то ближайший год топ-менеджеру придется остаться практически без зарплат и вознаграждений, не соответствуют действительности.

«При определении размера вознаграждения планируется учитывать результаты деятельности как компании в целом, так и отдельных ее руководителей, а также сложившиеся на рынке вознаграждения в организациях, аналогичных по виду и масштабу деятельности (включая размер организации, штатную численность, прибыльность, значения основных финансово-экономических показателей)», — уточнили в министерстве, добавив, что сейчас ведомство совместно с рабочей группой при правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов ведет работу по согласованию оплаты труда топ-менджмента и руководства госкомпаний.

«По итогам этой работы вознаграждение руководящего состава может быть как снижено, так и повышено», —  указали  чиновники из Минфина.

Интересная ситуация получается.

Народ напрягается по полной, от чистого сердца отрывая немалые доли от своих невысоких доходов (а нередко и отдавая последние копейки) на покупку обмундирования, вооружения, амуниции и беспилотников, от наличия которых в немалой степени зависит не просто успех спецоперации на Украине, а самое существование государственности России (о чем нам вещают с высоких трибун).

Военкоры и сами бойцы то и дело говорят о том, что русским воинам нередко приходится вести боевые действия, чем бог послал.

А топ-менеджерам госкорпораций не хотят в это тяжелое для страны время жестко ограничивать зарплаты и вознаграждения потолком в 30 млн. рублей, и могут даже повысить.

Может, ситуация в российской экономике настолько благоприятна, что урезание вознаграждений топ-менеджеров госкомпаний, ежемесячно кладущих в свои карманы десятки миллионов рублей, для победы России в борьбе за свое выживание с коллективным Западом и не требуется?

— Весь вопрос в том, в каком именно направлении развертывается та работа, которая ведется в недрах Минфина по определению уровня зарплат и вознаграждений топ-менеджеров госкорпораций, — поделился своим видением ситуации экономист Никита Масленников. — Потому что лично мне кажется, что было бы гораздо эффективнее устанавливать жесткие соотношения зарплат сотрудников и топ-менеджмента таких компаний. Если оно будет выдерживаться, тогда повышение доходов высшего руководства автоматически повлечет за собой и увеличение доходов всех подчиненных. Иными словами, зарплата директоров и топ-менеджеров будет напрямую зависеть от того, сколько получают рядовые сотрудники. Есть мировой опыт на этот счет, и он работает вполне эффективно.

И если уж говорят, что, дескать, жесткий потолок нецелесообразен, тогда тем более надо вводить подобную жесткую «страховую гарантию». А вот как именно, каким образом это делать — здесь надо думать, принимать законодательные решения, постановления советов директоров и так далее. По крайней мере, если бы я лично был министром финансов, я бы настаивал, например, именно на этом, но по какому конкретно пути пойдет в конечном итоге Минфин — сейчас не ясно.

«СП»: — А может он пойти по пути все-таки повышения вознаграждений топ-менеджерам госкорпораций?

— С одной стороны, госкорпорации и госкомпании обладают собственными бюджетами, ведут хозяйственную деятельность, так что сколько заработали — столько и заработали. С другой стороны, государство может их контролировать и подстраивать их финансовые аппетиты под общегосударственные нужны. Например, Газпрому подняли НДПИ, и за три года он должен внести в бюджет дополнительно свыше 2 триллионов рублей. Кое-какие решения в плане изъятия природной ренты по нефтяным компаниям. С этой точки зрения бюджеты госкорпораций рассматриваются как определенный финансовый госресурс на случай трудных времен.

Но ведь есть еще один момент «госдонорства» — дивиденды. Их платят многие — тот же Газпром, РЖД и другие. Насколько мне известно, команда министра финансов придерживается мнения, что госкорпорации должны выплачивать эти дивиденды в размере 50% от своей прибыли. Однако здесь бывают различные сложности, и поэтому в каждом случае решения принимаются штучные.

Так что в данном случае регулирование выплат высшему менеджменту госкомпаний может рассматриваться по принципу «если повышаете зарплаты и вознаграждения себе, то тогда будьте любезны все без исключения выплачивать дивиденды как положено, в полном объеме, безо всяких скидок».

Этот сюжет принципиально понятен, только как именно он на практике будет выстраиваться — вопрос, потому что общие принципы государственного контроля ко всему множеству госкомпаний прилагаются не напрямую, а индивидуально.

«СП»: — Есть шанс, что Минфин в итоге примет решение все же ввести жесткий полок премирования высшего руководства госкорпораций? Время-то, как ни крути, сейчас не такое, чтоб каждому госслужащему направо и налево «золотые парашюты» раздавать.

— Я лично не верю в такие чудеса, — поделился своей точкой зрения кандидат экономических наук, секретарь ЦК КПРФ  Сергей Обухов . — Для этого должна быть политическая воля. А у нас Минфин, на мой взгляд, превратился в такую надгосударственную надстройку, которая вихляет государством, словно хвост собакой.

Сергей Кириенко , например, заявил, что Россия победит в войне с коллективным Западом, если она станет народной. Но как она может стать народной, если олигархические интересы продолжают влиять на характер спецоперации, а ее тяготы перекладываются на плечи трудящихся?

Лидер КПРФ  Геннадий Зюганов  верно подметил, что наша армия, по сути, стала классовой, так как в ее рядах сейчас одни лишь рабочие и крестьяне.

Ни детей этих самых топ-менеджеров госкорпораций, ни чиновничьих отпрысков, ни детей олигархов в ней не отыщешь.

Я что-то не слыхал, чтобы наши российские олигархи собирали деньги на бронежилеты или термобелье нашим воинам. А некоторые объекты на Украине, отвечающие их интересам, не трогаются в ходе СВО, что влияет на ситуацию на фронтах.

Некоторые представители большого бизнеса вообще сторону киевского режима принимают. Эти характерные штришки, включая отказ Минфина вводить жесткий потолок на вознаграждения госслужащим, позволяют предположить, что национально-освободительный характер спецоперации искажается ради олигархических интересов. Народ на китайские беспилотники последние деньги отдает, а тут не хотят вводить жесткий потолок для вознаграждений, о чем тут рассуждать.

«СП»: — Пока в новостных агентствах это решение Минфина подается как своеобразный промежуточный результат некоего чисто экономического рабочего процесса. А с общественной точки зрения оно может оказать какое-либо воздействие?

— Как говорится, «спецоперация спецоперацией, а обед по расписанию», — сыронизировал политик, член ЦК КПРФ Сергей Нациевский. — Но рассчитывать на то, что это решение принесет что-то хорошее для народа, учитывая его материальное положение, я бы не стал. Оно не отвечает настроениям общественности.

Инфляция, все цены поднялись, доходы уменьшились. Самое время топ-менеджерам госкомпаний поделится миллионами. Хотя бы пара миллионов в месяц с каждого из них — вот вам и беспилотники с обмундированием для армии. Грустно, конечно, но от того, что этого не происходит, в обществе формируется крайне негативная повестка, и это довольно тревожный сигнал.

Последние новости

Новый уровень организации профилактической медицины в Карачаево-Черкесской Республике.

В 2019 году в Карачаево-Черкесии стартовал региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»,

Жители Карачаево-Черкесии приглашаются принять участие в масштабном историко-патриотическом проекте, посвященном 80-й годовщине Сталинградской битвы

В России объявлен сбор фотографий и фронтовых писем и документов для реализации масштабного историко-патриотического проекта «Мост памяти», посвященного 80-й годовщине Сталинградской битвы.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *