Доставка грузов из Европы: как оптимизировать процесс?
Отечественные компании, чтобы поддерживать стабильные отношения с европейскими поставщиками товаров и сырья, регулярно сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с грузоперевозками. Чтобы эффективно решать все задачи, связанные с организацией поставок, компаниям традиционно помогают 4PL-операторы - это логистические компании, которые предоставляют услуги под ключ и являются надежными партнерами на мировом логистическом рынке.
Ведь есть такое «правило шести R»: right product, right quantity, right quality, right time, right place, right price, что означает, что полная удовлетворенность потребности клиента достигается благодаря поставке нужных товаров в правильном количестве, правильного качества, в нужный момент времени, в нужное место, по правильной цене. Но как организовать такую сложную схему в комплексе?
Название статьи: Краткий обзор PL-операторов: Кто поможет вам доставить и таможенно оформить груз из Европы?
Если ваша компания ищет провайдера, который может помочь вам осуществить доставку груза из Европы, то рекомендуется ознакомиться со следующей классификацией PL-операторов:
- First Party Logistics (1PL) – это случай, когда логистические операции выполнены фирмой-грузовладельцем самостоятельно.
- Second Party Logistics (2PL) – это PL-оператор, который оказывает только минимальное количество услуг по транспортировке и складированию товара.
- Third Party Logistics (3PL) – это PL-оператор, который применяет основные и дополнительные услуги. К ним относится промежуточное хранение груза (cross docking), разработка и проектирование информационных систем, а также привлечение субподрядчиков.
- Fourth Party Logistics (4PL) – это PL-оператор, который организует планирование, управление и контроль над всеми логистическими процессами компании-заказчика. Он сосредоточен на достижении более долгосрочных целей, расширении задач бизнеса, что позволяет компаниям сократить расходы на логистику.
- Fifth Party Logistics (5PL) – это PL-оператор, который занимается интернет-логистикой. Их работа включает в себя планирование, управление и контроль над всеми этапами единой цепи транспортировки грузов с помощью электронных средств информации.
Наиболее востребованными услугами являются услуги 3PL- и 4PL-операторов, и вот почему. Компании нужны финансовые, транспортные, складские, таможенные услуги, а также сертификация грузов и их страхование для того, чтобы осуществить доставку груза из Европы в Россию. Но удобнее всего использовать услуги провайдеров, которые могут предложить комплексную доставку, начиная с перевозки груза из пункта отправки до его получения в пункте назначения. Стоит отметить, что компетенция 3PL-операторов не ниже 4PL-операторов, однако последние более надежны, благодаря глобальному подходу к организации не только всех логистических, но и финансовых услуг, связанных с закупками товаров от европейских поставщиков.
Как осуществляется доставка грузов из Европы? Для начала, необходимо определить, является ли груз генеральным или сборным. В первом случае, один грузоотправитель отправляет целый контейнер, во втором – несколько грузоотправителей объединяют свои грузы в один контейнер. Однако, чтобы осуществить доставку сборного груза, логистический провайдер должен иметь в наличии консолидационные склады в Европе, а также высококвалифицированных специалистов, которые смогут оформить таможенную документацию.
Доставка грузов в сборе
Если ваша компания хочет отправить свой груз из Европы в рамках сборного контейнера, вам необходимо выполнить следующие действия:
- Ознакомиться с несколькими коммерческими предложениями от компаний, занимающихся грузоперевозками.
- Выбрать оптимальный тип транспорта и маршрут.
- Найти надежную логистическую компанию (предпочтительнее всего выбирать 4PL-операторов).
- Заключить внешнеторговый договор с производителем, приобрести товар (или же эти процессы могут быть выполнены 4PL-провайдером в рамках услуги «финансовое сопровождение»).
Далее начинается процесс формирования контейнера. Грузоперевозчик может забирать товары у отправителей. Также возможна отправка груза отправителями на склад консолидации перевозчика или его партнера, который находится в стране вывоза товара. Присутствие консолидационного склада необходимо для приема, обработки, оформления и хранения груза до наступления даты отправки. Грузы сортируются по направлениям и таможенным терминалам, после чего логистическая компания обеспечивает следующие этапы:
- Отправка сборного груза в РФ. Квалифицированные грузоперевозчики всегда информируют клиента о доставке партии с товаром. Обычно можно отслеживать передвижение товаров в Личном кабинете на сайте логистического оператора.
- Оформление разрешительных документов в соответствии с нормами нетарифного регулирования на экспорт товара из страны.
- Доставка груза на таможенный пункт в РФ.
- Оформление документов на выпуск товара в свободное обращение.
- Доставка на таможенный пост для импортного оформления груза. Необходимо учитывать, что на каждого грузоотправителя документы оформляются отдельно, и от правильности определения кодов ТН ВЭД зависит размер таможенных платежей и использование мер нетарифного регулирования.
- Доставка на склад консолидации в России. На складе товар разбирают и, в зависимости от условий контрактов, отправляют грузополучателям или выдают им прямо со склада.
Доставка генеральных грузов: особенности и преимущества
Логистика является важной составляющей успешной работы любого предприятия, занимающегося торговлей. Оперативная доставка товаров на склад заказчика - вот главная задача, решению которой уделяется особое внимание. При этом выбор способа доставки играет важную роль. Один из вариантов - доставка генеральных грузов.
В отличие от сборного груза, оформление генерального груза на перевозку проходит значительно проще, что является его основным преимуществом. Генеральный груз может быть отправлен сразу до конечного склада получателя как со склада поставщика в Европе, так и с консолидированных складов. Также следует отметить, что прохождение таможенных процедур в случае генерального груза упрощается, так как документы подаются только от одного грузоотправителя.
Тем не менее, необходимо учитывать, что доставка генеральных грузов имеет свои особенности, которые нужно учитывать при выборе способа доставки.
Рекомендации по оптимизации доставки грузов из Европы в Россию
Для эффективной работы доставочного процесса важно четко определить ряд факторов. Это поможет сократить время, снизить издержки и снизить вероятность ошибок. Ниже мы рассмотрим основные вопросы, ответы на которые помогут оптимизировать процесс доставки:
- Какие страны входят в маршрут?
- Какой транспортный вид наиболее оптимален?
- Какие условия и расположение склада консолидации?
- Какие особенности таможенной очистки?
Ни одна компания не хочет сталкиваться с накладками в процессе доставки и потерей времени из-за ошибок. Чтобы эффективно выполнить все задачи, можно обратиться к профессиональному логистическому оператору или использовать собственную логистическую команду. Они окажут незаменимую помощь в создании эффективных схем доставки.
Выбор транспорта, маршрута и логистической компании является одним из ключевых моментов при организации перевозки грузов. Грузоперевозчики предлагают различные варианты транспорта и маршрута, из которых клиент выбирает наиболее удобные и экономичные. При этом более дешевые виды транспорта могут быть выбраны для перевозки дешевых товаров, а более затратные - для доставки ценных грузов.
Размер партии также играет важную роль при выборе вида транспортировки. Крупногабаритные грузы и большие партии товара обычно перевозятся железнодорожными или морскими контейнерами, в то время как мелкие грузы могут отправляться курьерскими службами или в составе сборных грузов. Стоит также учитывать лимиты по габаритам груза, чтобы избежать дополнительных рисков и увеличения стоимости услуги.
Сроки поставки также имеют значение при выборе транспорта. Если не стоят жесткие ограничения по времени, то наиболее экономичным будет морской транспорт. Железнодорожный же транспорт считается наименее надежным в плане соблюдения сроков, в связи с чем может быть не выгодным выбором.
При организации перевозки грузов также необходимо учитывать расположение консолидационных складов и таможенных пунктов, чтобы составить наиболее оптимальный маршрут. Иногда маршрут может быть более длинным, но за счет быстрого прохождения таможни это компенсируется. Разбиение доставки на несколько этапов, каждый из которых осуществляется своим видом транспорта, также может быть более дешевым, чем прямые авиаперевозки.
Таким образом, выбор транспорта, маршрута и логистической компании должен проводиться с учетом всех этих факторов, чтобы обеспечить наиболее удобную и экономичную перевозку грузов.
Рассмотрим тему сбора, хранения и доставки груза на европейский склад, причем речь пойдет о небольших партиях сборных грузов весом от 30 до 80 килограмм. Именно такой способ доставки является наиболее популярным и экономически выгодным в настоящее время.
Первым шагом является выбор склада. Обычно товары, идущие на экспорт, хранятся на складах класса «А». Такие комплексы оборудованы автоматизированными системами стеллажного хранения, что позволяет быстро производить все необходимые операции с грузами. Склады класса «А» расположены вблизи центральных транспортных магистралей, имеют регулируемый температурный режим в помещениях, антипылевое покрытие полов и современную погрузочно-разгрузочную технику. Количество складов класса «А» в Европе достаточно велико, однако выбрать подходящий для конкретной грузоперевозки может оказаться непростой задачей.
Важным этапом является забор груза у отправителя. В зависимости от объема и веса груза, а также местоположения склада отправителя, может оказаться удобным воспользоваться собственным транспортом логистической компании или услугами местных транспортных компаний. Если у поставщика хорошо налажены связи и компания знакома с местными реалиями, можно рассмотреть различные варианты забора груза и выбрать наиболее подходящий. Во всех остальных случаях решение принимает логистический провайдер.
Доставка груза на склад и его выгрузка – ответственный этап работы. Если речь идет о масштабах консолидационных складов, небольшой груз может легко затеряться. Но если склад арендован логистической компанией, которая полностью контролирует все этапы доставки в соответствии с договором, оформление документов и прием груза на склад значительно упрощаются.
Важным шагом является упаковка товара. Она должна обеспечивать целостность и внешний вид товара, поэтому перед заключением договора на поставку обратите внимание на этот важный пункт. Если упаковка не соответствует требованиям, на консолидационном складе могут потребоваться дополнительные услуги по переупаковке или доупаковке груза.
Следует уделить также внимание маркировке груза. Существует товарная маркировка для покупателя и транспортная маркировка для перевозчика. Если предполагается длительная транспортировка груза по России, то все надписи на грузе должны дублироваться на русском языке. Маркировка должна быть четкой, несмываемой и контрастировать с цветом упаковки. В нанесении маркировки потребуется учитывать разное положение груза. Для маркировки могут использоваться графические изображения (пиктограммы), которые должны соответствовать международным стандартам. Неправильно промаркированный груз может быть задержан на таможне.
Хранение груза на складе – это важнейший этап. При заказе логистических услуг под ключ хранение на складе консолидации может быть бесплатным в течение нескольких дней. Этого обычно достаточно для формирования и отправки сборного груза.
Грузы, доставляемые из Европы, подвергаются таможенному контролю, который предусматривает оформление необходимой документации и уплату соответствующих таможенных сборов, налогов и платежей. При этом товары и транспортное средство проходят осмотр со стороны сотрудников таможни, и если они выявляют какие-либо проблемы, то задержка или конфискация груза неизбежны. Чтобы избежать подобных проблем, логистические провайдеры предлагают услуги таможенного представителя, который заботится о подготовке всей документации для оформления таможенной декларации, грамотной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, рассчете суммы таможенных сборов, налогов и платежей и проведении процедуры декларирования товаров и транспортного средства. Таможенный представитель также может решать возникающие при прохождении таможни спорные вопросы.
Следует отметить, что услуги таможенных представителей очень востребованы, так как они всегда в курсе последних изменений в таможенном законодательстве, обладают возможностями по оформлению необходимых документов и работают в соответствии с четко отработанными схемами. Использование услуг таможенного представителя считается оптимальным вариантом для тех, кто желает импортировать грузы из Европы, особенно сборных, для которых требуется отдельный пакет документов для каждого грузоотправителя.
Кроме того, для оформления грузов, доставляемых из Европы, необходимо заполнение экспортной декларации EX-1, кроме международной товарно-транспортной накладной (CMR) с приложениями в виде счета-фактуры и особых сертификатов на груз. Если экспортная декларация закрыта на таможенном пункте, то грузополучатель освобождается от необходимости уплаты внутриевропейского НДС. Также важно отметить, что при оформлении груза на российском таможенном пункте данная декларация является удостоверением таможенной стоимости товаров. Кроме того, при составлении экспортной декларации EX-1 необходимо учитывать как европейские, так и российские законодательные требования. Поскольку составление данного документа является дорогостоящим процессом, европейские партнеры могут игнорировать этот аспект, поэтому желательно, чтобы оформление декларации осуществлялось под контролем российских специалистов.
Стоимость грузоперевозок складывается из множества расходов, включая затраты на складирование, доставку до склада, грузовую разгрузку, упаковку и маркировку, транспортировку, услуги транспортной компании, таможенное оформление и хранение на складе. Можно экономить на каждом этапе перевозки, и каждая грузоперевозка может быть оптимизирована под это.
Традиционно для импорта из Европы в Россию используется автотранспорт, но компании, столкнувшиеся с глобальным кризисом, перешли на short sea - интермодальные контейнерные перевозки. Они позволяют отправлять товары из Западной, Северной и Южной Европы, если точки загрузки находятся близко к главным морским портам. Хотя срок доставки увеличивается на 2-3 дня, транспортные издержки сокращаются на 20-30%. Однако, огромную роль играет расположение складов, которое влияет на транспортные издержки.
Существует еще один эффективный способ экономии на грузоперевозках - хранение товаров в терминалах рядом с морским или авиационным портом. Это позволяет не платить завышенные тарифы на складирование в порту, а воспользоваться значительно меньшими тарифами на складские услуги. Если нельзя отказаться от доставки грузов дорогостоящим авиатранспортом, можно сэкономить на стоимости складского хранения.
Также сокращение издержек при использовании автотранспорта возможно благодаря оптимизации маршрутов и уменьшению количества перегрузочных точек.
Фото: freepik.com